Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Семченко А.В, и судей Дегтеревой О.В, Заскалько О.В.
при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе *** на решение Преображенского районного суда города Москвы от 03 марта 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований *** к ГУ-ГУ ПФР N7 по Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, взыскании морального вреда и судебных расходов - отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратилась в суд к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N7 по г. Москве и Московской области с иском об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 100 000 руб, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований *** ссылалась на то, что с 25.04.2013 ей была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с ст. 7, 14 Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере 11285, 13 руб, с 01.02.2020 с учетом текущих индексаций истцу выплачивается 15284, 04 руб. Однако истец полагает, что размер выплачиваемой пенсии не соответствует продолжительности её трудового стажа, пенсионным органом не учтен период ее работы 32 года, при стажевом коэффициенте 0, 67; страхового стажа 39 лет 16 дней, полагает размер пенсии ей определен неверно, что нарушает её права и влечет к снижению размера пенсии.
Представитель истца в суде исковые требования поддержал; представитель ответчика в суд явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит *** в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались судом надлежащим образом, о чем свидетельствует Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором Почты России. Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Колтыпина Б.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Разрешая спор и отказывая *** в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области обязанности произвести перерасчет назначенной истцу пенсии, а также верно отказал истцу во взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, *** года рождения, с 25.04.2013 г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7, 14 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в размере 11285 руб. 13 коп.
Истец обратилась в Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N7 по г. Москве и Московской области с заявлением о перерасчете пенсии в досудебном порядке, истцу дан ответ от 07.04.2020 года, в котором в перерасчете пенсии было отказано.
Материалами дела подтверждается, что для расчета пенсионного капитала при оценке пенсионных прав истца учтен общий трудовой стаж по 31.12.2001 года в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 172-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", который составил 20 лет 09 месяца 05 дня, при требуемом стаже для женщин - 20 лет, т.е. учитывается стажевый коэффициент - 0, 55. Среднемесячный заработок учтен за период с 01.01.2000 года по 31.12.2001, при этом отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период составило 4, 909 при максимально учитываемом 1, 2 в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
При назначении пенсии учтена сумма начисленных страховых взносов, которая с учетом индексации на дату назначения пенсии составила сумма 831356, 50 руб.
В соответствии с п. 6, 7 ст. 17 Федерального Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подлежали периодическому увеличению в порядке индексации базовая и страховая часть пенсии.
*** была произведена валоризация расчетного пенсионного капитала, которая на основании п. 1 ст. 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего закона, сверх того, 1% величины расчетного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года. При продолжительности трудового стажа на 01.01.1991 года 09 лет 09 месяцев 08 дней, процент валоризации составил 19%.
С 01.01.2002 года по 31.12.2014 года пенсионное обеспечение на территории РФ осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Размер пенсии находится в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного гражданина, приобретенных за период по 31.12.2001 года.
С 01.01.2002 года на размер пенсии влияет сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
С 01.01.2015 года страховые пенсии на территории РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Все сформированные пенсионные права истца фиксируются, сохраняются и гарантированно исполняются, произведен их конвертация в ИПК.
Согласно ответа пенсионного органа, индивидуальный пенсионный коэффициент истца по состоянию на 01.01.2015 года составил 131, 793. ИПК с учетом перерасчетов с 01.08.2016 года, 01.08.2017 года, 01.08.2018 года, 01.08.2019 года составляет 152, 646.
Кроме того, суд учитывал при разрешении спора, что истец является работающим пенсионером, что подтверждено копией трудовой книжки истца, и в соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. ч. 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, индексация пенсии истца не производилась.
Согласно п. 4 ст. 19 Закона от 28.12.2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", размер доли страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью. Указанный перерасчет производиться без заявления пенсионера с 01 августа каждого года по формуле, предусмотренной вышеуказанным Законом.
Как установлено судом, страховая пенсия истца с 01.01.2020 года без учета текущих индексаций как работающему пенсионеру составляет 15284, 04 руб, в том числе 4383, 59 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии; 10900 руб. - размер страховой пенсии, оснований для перерасчета пенсии истицей суду не представлены.
Право оценки документов, представляемых к назначению страховой пенсии по старости, а также принятие решения о назначении пенсии или об отказе в назначении пенсии принадлежит территориальным органам, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
При таких данных, проверив представленные в материалы дела пенсионным органом документы, и признав, что все необходимые корректировки размера пенсии произведены истцу своевременно и правильно, суд пришел к выводу, что перерасчет и корректировка пенсии были произведены истцу, согласно действующему законодательству, с учетом сумм страховых взносов, начисленных страхователем на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, расчет размера пенсии произведен в соответствии с действующим на момент назначения пенсии законодательством, отказ в удовлетворении требований судом сделан правильно.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с размером пенсии были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом как не обоснованные, данные доводы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права, что не может служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 03 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу *** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.