Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, при помощнике Распитине А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 30 июня 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ N Р-16188/2020 от 14 сентября 2020 года об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и отменить его.
Обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищных фондом Министерства обороны РФ восстановить Петрова Алексея Юрьевича и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, УСТАНОВИЛА:
истец Петров А.Ю. обратился в суд с иском к ответчику Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ о признании решения о снятии с жилищного учета незаконным, обязании восстановить на учете нуждающихся, в котором просил признать решение Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации N Р-16188/2020 от 14 сентября 2020 г. об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным; обязании восстановить Петрова Алексея Юрьевича и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на то, что решением Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации N Р-16188/2020 от 14 сентября 2020 г. об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, истцу отказано в предоставлении жилого помещения общей площадью 72, 6 кв.м, расположенного по адресу: адрес, истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Как указывал истец, в период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил в 1997 году ему на состав семьи из 4 человек (он, бывшая жена фиоВ, дочь фио, сын фио) было предоставлено жилое помещение общей площадью 62, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес. В связи со смертью дочери семья истца была вынуждена переехать в адрес.
14 января 2000 года семья истца приобрела на заемные средства квартиру, расположенную по адресу: адрес, которая была продана с целью возврата денежных средств.
01 декабря 2003 года на денежные средства, вырученные от продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, в адрес была приобретена квартира, общей площадью 67, 7 кв.м, расположенная по адресу: адрес.
В 2007 году истец был переведен для прохождения службы в адрес.
Решением жилищной комиссии штаба и управления адрес от 26 апреля 2007 года истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
11 марта 2008 года брак между Петровым А.Ю. и фио был прекращен.
В январе 2009 года квартира, расположенная по адресу: адрес, согласно справке о сдаче жилого помещения серии АА N 122170 от 11 января 2009, была закреплена за бывшей женой истца фио и сыном фио с разрешения Командующего войсками адрес.
В сентябре 2008 г. Петровым А.Ю. был заключен брак с Бельских Л.А.
Решением Видновского городского суда адрес от 06 мая 2009 был установлен факт нахождения на иждивении фио дочери Бельских Л.А.- адресА.
В июне 2009 г. адресА. была внесена в графу 21 послужного списка личного дела фио
Петров А.Ю. был уволен в запас 30 декабря 2010 года по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Жилым помещением для постоянного проживания по последнему месту службы семья истца не обеспечивалась.
В оспариваемом истцом решении ответчика указано, что в период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил в 1997 году истцу на состав семьи из 4 человек было предоставлено жилое помещение по адресу: адрес. Кроме того, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Петрову А.Ю. с 14.01.2000 г. по 03.12.2008 г. принадлежала 1/3 доля в праве собственности жилого помещения по адресу: адрес, и с 10.06.2005 г. по 05.05.2008 г. - на праве собственности жилое помещение по адресу: адрес.
Уровень обеспеченности фио общей площадью жилого помещения на одного человека на момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в 2007 г. превышал размер учетной нормы, установленный в адрес (10 кв.м. на одного человека), учитывая, что Петров А.Ю. в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением по установленным нормам.
Истец Петров А.Ю. и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчики ДЖО и фио РФ, Министерство обороны РФ, надлежащим образом извещенные, в заседание суда не явились, полномочных представителей не представили.
Третье лицо Бельских Л.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Третьи лица фио, фио РФ, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Поскольку заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, в суд на момент рассмотрения дела не поступило, дело рассмотрено судом с учетом ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы и просит постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Истец Петров А.Ю. и его представитель по доверенности и ордеру адвокат фио в заседание судебной коллегии явились, возражали по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом.
Третье лицо Бельских Л.А. в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы.
Третьи лица фио, фио РФ в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению ответчиков и третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии
с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио и его представителя по доверенности и ордеру адвоката фио, третьего лица Бельских Л.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии с действующим законодательством граждане признаются нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, по общим основаниям, предусмотренным ЖК РФ (ст. 51 ЖК РФ с учетом положений ст. 53 ЖК РФ) и специальным основаниям, указанным выше (п.14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Ни одно из предусмотренных действующим законодательством оснований не содержит запрета на признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в случае несдачи ими ранее полученного жилого помещения.
Согласно абзацу второму пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
При наличии законных оснований (ст. 51 ЖК РФ), военнослужащий вправе быть признанным уполномоченным органом Министерства обороны РФ нуждающимся в получении жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Законом адрес N29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" установлена норма жилого помещения 10 кв.м. на одного человека.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими иных помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
По смыслу указанной статьи, лицо, признанное нуждающимся в жилых помещениях должно иметь право (основания) состоять на учете с момента признания нуждающимся и до момента предоставления им жилых помещений по договору социального найма (жилых помещений в собственность, жилищной субсидии). Следовательно, весь период нахождения на жилищном учете лицо должно полностью соответствовать требованиям нуждаемости в жилых помещениях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу положений п. 11 Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N512.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г)наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
На основании п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и действующим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 15.1 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23 ноября 2020 года истцом получено решение Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации N Р-16188/2020 от 14 сентября 2020 года об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Как указывал истец, в период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил в 1997 году ему на состав семьи из 4 человек (он, бывшая жена фиоВ, дочь фио, сын фио) было предоставлено жилое помещение общей площадью 62, 8 кв.м, расположенное по адресу: адрес.
27 июля 1999 года умерла дочь истца фио, в связи с чем семья истца была вынуждена переехать в адрес
14 января 2000 года семья истца приобрела на заемные средства квартиру, расположенную по адресу: адрес, которая была продана с целью возврата денежных средств.
01 декабря 2003 года на денежные средства вырученные от продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, в адрес была приобретена квартира, общей площадью 67, 7 кв.м, расположенная по адресу: адрес.
В 2007 году истец был переведен для прохождения службы в адрес.
Решением жилищной комиссии штаба и управления адрес от 26 апреля 2007 года истец принят на учет нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.
11 марта 2008 года брак между Петровым А.Ю. и фио прекращен.
В январе 2009 года квартира, расположенная по адресу: адрес, согласно справке о сдаче жилого помещения серии АА N 122170 от 11 января 2009, была закреплена за бывшей женой истца - фио и сыном фио с разрешения Командующего войсками адрес.
В сентябре 2008 г. Петровым А.Ю. был заключен брак с Бельских Л.А.
Решением Видновского городского суда адрес от 06 мая 2009 установлен факт нахождения на иждивении фио дочери Бельских Л.А. - адресА. и в июне 2009 г. она была внесена в графу 21 послужного списка личного дела фио
Петров А.Ю. был уволен в запас 30 декабря 2010 года по подпункту "а" пункта 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по возрасту - достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет (календарная) на момент увольнения составила 32 года 5 месяцев.
Истец указывал, что на момент вынесения Решения Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Российской Федерации N Р-16188/2019 от 14 сентября 2020 г. об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с момента отчуждения квартиры в адрес и закрепления за первой семьей квартиры в адрес прошло более 5 лет.
На протяжении всего этого времени ответчику было известно о вышеуказанных обстоятельствах, что подтверждается материалами учетного дела.
Таким образом, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не было предоставлено в суд доказательств выявления в представленных истцом документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а так же неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Приговор суда, либо какой-либо иной акт, свидетельствующий о неправомерных действиях должностных лиц штаба и управления адрес при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях фио и членов его семьи отсутствуют.
Утверждение ответчика, что жилье военнослужащим предоставляется только один раз за весь период службы, не основано на законе.
Уровень обеспеченности фио и членов его семьи как на момент постановки на учет, так и на момент увольнения с военной службы не превышал размер учетной нормы в адрес (10 кв.м. на одного человека).
Согласно "Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, действующим на момент принятия истца на учет и снятия с учета, пунктом 5, 6, 15 с момента увольнения с военной службы в 2010 году до момента вынесения 14 сентября 2020 года решения Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, каких-либо нарушений со стороны истца не допускалось.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований фио и признании незаконным решения Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации N Р-16188/2020 от 14 сентября 2020 года об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также об обязании Департамента жилищного обеспечения и управления жилищных фондом Министерства обороны РФ восстановить Петрова Алексея Юрьевича и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. При этом суд исходил из того, что ни одного из оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях не имеется, учитывая, что жилым помещением для постоянного проживания истец по последнему месту службы не обеспечивался.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.