Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Васильевой Е.В., Кочергиной Т.В., при ведении протокола помощником Распитиным А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Зуевой Л.В. по доверенности Смирновой В.Ю. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 27 июля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зуевой Л*В* к Департаменту городского имущества г. Москвы о постановке на жилищный учет, признании отказа в постановке на жилищный учет незаконным, отказать, УСТАНОВИЛА:
Зуева Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о постановке на жилищный учет, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Зуева Л.В. в составе семьи из трех человек (она, сыновья Зуев М.А. и Новиков Р.А.) зарегистрирована и проживает в отдельной однокомнатной комнате, расположенной по адресу: ***, площадью жилого помещения 31, 8 кв.м. Истец обратилась к ответчику с заявлением о признании её семьи нуждающейся в жилых помещениях и постановке на жилищный учет, однако уведомлением N 33-5-85499/20-(0)-1 от 23 сентября 2020 года в предоставлении государственной услуги было отказано в связи с тем, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи истца из трех человек, превышает учетную норму. Уточнив исковые требования, истец просила суд признать отказ Департамента городского имущества г.Москвы незаконным, обязать ответчика признать истца с членами семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и принять на жилищный учет.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась, извещена надлежащим образом, с ходатайством об отложении не обращалась, доверила ведение дела через представителя по доверенности Смирнову В.Ю, которая исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Третьи лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии явилась представитель истца Зуевой Л.В, третьих лиц Зуева М.А. и Новикова Р.А. по доверенности Смирнова В.Ю, которая доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Иные участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Полагая возможным рассмотреть дело в их отсутствие, выслушав объяснения представителя истца и третьих лиц Смирнову В.Ю, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Зуева Л.В. в составе семьи из трех человек (она, Зуев М.А, Новиков Р.А.) зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, где на основании договора социального найма жилого помещения от 02 июня 2010 года N *** занимает отдельную однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 31, 8 кв.м.
16 сентября 2020 года Зуева Л.В. обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлением Департамента городского имущества г.Москвы от 23 сентября 2020 года N 33-5-85499/20-(0)-1 в предоставлении государственной услуги было отказано в связи с тем, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи истца из трех человек, составляет 10, 6 кв.м (31, 8 кв./3 человека), что превышает учетную норму и не соответствует установленным п.1 ч.1 ст.8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с ч.6 ст. 50 ЖК РФ Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
На основании ч. 4 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" у четная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применяя вышеуказанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку истец в составе семьи из трех человек проживает в отдельной квартире, площадью жилого помещения 31, 8 кв.м, где на каждого проживающего приходится более 10 кв.м. площади жилого помещения, что превышает размер учетной нормы, предусмотренной ч.3 ст.9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в связи с чем Департамент городского имущества г. Москвы обоснованно отказал истцу в предоставлении государственной услуги о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В своей апелляционной жалобе представитель истца полагает, что суд неправильно применил в рассматриваемом случае учетную норму в размере 10 кв.м, и ссылается в обоснование своих доводов на установленную ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норму предоставления п лощади жилого помещения в размере 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека, а также положения ч.4 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", которой установлена у четная норма в размере 15 кв.м. площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Между тем, данные доводы судебной коллегией отклоняются, поскольку норма предоставления в размере 18 кв.м. площади жилого помещения в соответствии с действующим законодательством применяется уполномоченным органом города Москвы при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями, а не при разрешении вопроса о принятии их на жилищный учет.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ж ители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях в случае, в частности, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Размер учетной нормы, применяющейся при разрешении вопросов о принятии граждан на жилищный учет, определен ч.3 и ч.4 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для отдельных квартир - в размере 10 кв.м, а для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (то есть для коммунальных квартир) - в размере 15 кв.м.
Как следует из материалов дела, семья истца занимает отдельную однокомнатную квартиру, которая не является коммунальной, в связи с чем судом первой инстанции, а также Департаментом городского имущества г.Москвы была верно применена учетная норма, установленная ч.3 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в размере 10 кв.м.
Иные доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отклонял ходатайство о назначении повторной экспертизы и отложении слушания по причине отсутствия представителя истца, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку из протокола судебного заседания от 27 июля 2021 года следует, что представитель истца Смирнова В.Ю. принимала участие в судебном заседании 27 июля 2021 года и каких-либо ходатайств, в том числе, об отложении слушания либо о назначении судебной экспертизы в ходе судебного заседания не заявлялось.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, доводами апелляционной жалобы не опровергаются. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Зуевой Л.В. по доверенности Смирновой В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.