Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Грибовой Е.Н, Васильевой Е.В, при ведении протокола помощником Левиной В.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 июня 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право Кузьмина А.Н. на постановку в очередь военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в форме жилищной субсидии для покупки жилого помещения.
Признать действия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищных фондом МО РФ по отказу в признании Кузьмина А.Н. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма незаконными.
Признать незаконным и недействующим с момента принятия решение ДЖО МО РФ от 13 мая 2020 года N 194/1/ДЖ-01667/3698 и от 22 июня 2020 года N 194/5/ОГ-00014/5611.
Обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищных фондом МО РФ повторно рассмотреть вопрос о признании Кузьмина А*Н* нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, УСТАНОВИЛА:
Кузьмин А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ о признании действий незаконными, защите жилищных прав.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является капитаном запаса Вооруженных сил РФ, проходил военную службу по контракту в 1998-2019 г..г, первое офицерское звание получил в 2003 г, по прибытии к месту службы в г..Москву 20.11.2003 г..был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, службу проходил в г..Москве, имеет выслугу более 20 календарных лет, уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. 27.02.2019 г..ответчик решением NР-11088/2019 снял истца с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятии на учёт, при решении вопроса о принятии на учет. 30.05.2019 г..истец подал ответчику заявление и комплект документов согласно приказу МО РФ N1280 от 30.09.2010 г.."О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (далее - "Инструкция МО РФ N1280-2010 г..") для постановки на учет военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилья для постоянного проживания. 07.08.2019 г..ответчик решением NР-12659/2019 отказал истцу в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, т.к. истец ранее реализовал предусмотренное Федеральным законом от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на жилищное обеспечение, получив в составе семьи отца (военнослужащего ВС РФ К*) государственный жилищный сертификат (ГЖС), купив на него 13.08.2004 г..в долевую собственность жильё в ***. 18.06.2009 г..истец подарил свою долю в этой квартире сестре, а 24.06.2019 г..был уволен с военной службы без обеспечения жильём ввиду отказа в принятии на жилищный учёт.
После этого истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о принятии на жилищный учет, поскольку Федеральным законом от 02.12.2019 г..N416-ФЗ в ст. 15 Федерального закона N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, позволяющие истцу быть обеспеченным жилым помещением от Министерства обороны РФ, однако ответчик на обращения истца ответа по существу не давал, в письме от 22.06.2020 г..N194/5/ОГ-00014/5611 сообщил, что истец "не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения для постоянного проживания в порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ N76-ФЗ". Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать его право на постановку в очередь военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в форме жилищной субсидии для покупки жилого помещения; признать действия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищных фондом Министерства обороны РФ по отказу в признании Кузьмина А.Н. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконными; признать незаконным и недействующим с момента принятия решение ДЖО МО РФ от 13.05.2020 года N 194/1/ДЖ-01667/3698 и от 22.06.2020 года N 194/5/ОГ-00014/5611; обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищных фондом МО РФ повторно рассмотреть вопрос о признании Кузьмина А.Н. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании суда первой инстанции и ст е ц Кузьмин А.Н. и его представитель исковые требования поддержали.
Представител ь ответчика Департамент а жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск.
Представител ь третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание также не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание судебной коллегии участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, от истца Кузьмина А.Н. и его представителя Шух В.М. поступили письменные ходатайства об отложении слушания в связи с невозможностью явки в судебное заседание, однако ввиду отсутствия доказательств уважительности причин неявки истца судебная коллегия заявленные ходатайства отклонила и сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции, истец Кузьмин А.Н. в 1998 -2019 г. г. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, в 2003 г. ему было присвоено первое офицерское звание, 20.11.2003 г. по прибытии к месту службы в г. Москву истец был принят на учет нуждающихся в жил ье для постоянного проживания, в 2009 -2019 г. г. состоял в распоряжени и должностных лиц МО РФ ввиду организационно-штатных мероприятий.
24.05.2014 г. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предварительным извещением N-282716 распределил истцу квартиру общей площадью 36, 0 кв.м. по адресу: ***, с чем истец согласился.
24.05.2017 г. ответчик извещением N-358918 распределил Кузьмину А.Н. эту же квартиру, с чем истец вновь согласился, однако дом в эксплуатацию сдан не был.
27.02.2019 г. ответчик решением Р-11088/2019 отказал истцу в распределении данной квартиры и снял его с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания ввиду выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием принятия на учет (п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ), неправомерных действий должностных лиц органа, осуществившего принятие истца на жилищный учет.
21.05.2019 г. начальник ГШ ВС РФ приказом N-35 уволил Кузьмина А.Н. с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, 24.06.2019 г. командир в/ч *** приказом N-109 от 19.06.2019 г. исключил истца из списков личного состава части.
30.05.2019 г. истец подал ответчику заявление и комплект документов согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. N 1280, для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья для постоянного проживания.
07.08.2019 г. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ решением NР-12659/2019 отказал Кузьмину А.Н. в принятии на данный учёт, так как истец уже реализовал своё право на жилищное обеспечение в соответствии с Федеральным законом N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку в 2003 г. его отец К*, военнослужащий ВС РФ, на семью из 4 человек (включая истца) получил ГЖС и 13.08.2004 г.
приобрел в долевую собственность (в том числе на истца - 15, 7 кв.м.) жилье в ***, а 18.06.2009 г. истец подарил сестре К* свою долю в названной квартире.
Приказ об увольнении с военной службы без обеспечения жильём, решение NР-12659/2019 от 27.02.2019 г. об отказе в принятии на жилищный учет по месту увольнения (г. Москва) истец обжаловал в 235 гарнизонный военный суд, однако решением от 12.09.2019 г. в удовлетворении административного иска Кузьмина А.Н. было отказано, решение вступило в силу 28.11.2019 г.
Поскольку Федеральным законом от 02.12.2019 г. N416-ФЗ в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения Кузьмин А.Н. в марте 2020 г. обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет военнослужащих, нуждающихся в жилье по договору социального найма, однако решением от 13.05.2020 г. ответчик отказал в принятии истца на жилищный учет, сославшись на ранее принятое решение N Р-12659/2019 от 07.08.2019 г. и вступившее в силу решение 235 гарнизонного военного суда от 12.09.2019 г.
Не получив, по его мнению, ответ по существу, истец подал ответчику повторное заявление, однако 22.06.2020 г. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ решением N194/5/ОГ-00014/5611 вновь отказал истцу в принятии на жилищный учет, указав, что истец "не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения для постоянного проживания в порядке, предусмотренном статьёй 15 ФЗ N 76-ФЗ".
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 51, 53, 57 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 02.12.2019 г. N416-ФЗ), пп. "а" п. 6 и п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N1054, Постановлением Правительства РФ N 512 от 29.06.2011 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признавая за истцом право на постановку в очередь военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, суд исходил из того, что Кузьмин А.Н. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет выслугу более 20 лет в календарном исчислении, в период прохождения военной службы, а также при увольнении с нее, жильем от военного ведомства (в том числе служебным) обеспечен не был, принадлежащих ему жилых помещений на праве собственности не имеет, при этом сделку по отчуждению принадлежащей ему доли в праве собственности на квартиру по адресу: Московская обл, г.Серпухов, ул. Ворошилова, д. 155, кв.12, приведшую к ухудшению жилищных условий, совершил в 2009 году, то есть более чем за 5 лет до увольнения с военной службы.
Полагая действия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищных фондом Министерства обороны РФ по отказу в признании Кузьмина А.Н. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконными, суд обоснованно сослался на позицию самого Департамента, изложенную в разъяснениях от 19.04.2019 г. N 171/7/8696, а также изменения, внесенные в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом от 02.12.2019 г. N 416-ФЗ, вступившие в силу 13.12.2019 года, в соответствии с которыми военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку приведенная норма, с учетом внесенных Федеральным законом от 02.12.2019 г. N 416-ФЗ изменений, предоставляет возможность повторного обеспечения жилыми помещениями военнослужащих-граждан, которые до или после поступления на военную службу по контракту были обеспечены жильем в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан, суд пришел к выводу, что предоставление в 2003 году государственного жилищного сертификата отцу Кузьмина А.Н. - военнослужащему К* не означает реализации гарантированных ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прав самого истца на обеспечение жильем за счет средств военного ведомства.
В этой связи суд первой инстанции признал незаконным и недействующим с момента принятия решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 13 мая 2020 года N 194/1/ДЖ-01667/3698 и от 22 июня 2020 года N 194/5/ОГ-00014/5611, а также обязал Департамент жилищного обеспечения и управления жилищных фондом МО РФ повторно рассмотреть вопрос о признании Кузьмина А.Н. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе представитель ответчика перечисляет обстоятельства, установленные судом первой инстанции, а именно о том, что Кузьмин А.Н. ранее был обеспечен жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ в составе семьи отца-военнослужащего, в связи с чем решением от 27.02.2019 г. N Р-110088/2019 снят с жилищного учета, а также решением от 07.08.2019 г. N Р-12659/2019 ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и указывает на то, что данные решения Департамента уже являлись предметом судебной проверки, были признаны законными и обоснованными решением 235 гарнизонного военного суда от 12.09.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 28.11.2019 г. и кассационным определением Кассационного военного суда от 22.04.2020 г.
Судебная коллегия, проверяя доводы апелляционной жалобы, полагает их подлежащими отклонению и не влекущими отмену обжалуемого решения Пресненского районного суда г.Москвы, поскольку решение 235 гарнизонного военного суда от 12.09.2019 г. было постановлено еще до принятия Федерального закона от 02.12.2019 г. N 416-ФЗ и внесения изменений в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем оно не может является основанием для отказа в рассмотрении заявлений Кузьмина А.Н. о признании его нуждающимся в жилых помещениях, поданных после вступления в силу 13.12.2019 года изменений соответствующих положений действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решения Департамента от 27.02.2019 г. N Р-110088/2019 и от 07.08.2019 г. N Р-12659/2019 предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, так как в данном случае предметом проверки суда первой инстанции являлись действия Департамента жилищного обеспечения и управления жилищных фондом Министерства обороны РФ по отказу в рассмотрении по существу поданных в 2020 году заявлений Кузьмина А.Н. о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В этой связи каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно, в связи с чем оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.