Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Мошечкова А.И, Щербаковой А.В, при помощнике Патове А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-2685/2021 по апелляционной жалобе Мускатиной Е.Н, Мускатина С.А. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2021 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Мускатиной Е.Н, Мускатина С.А. к ГБУ "Жилищник района Митино", ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" об обязании произвести перерасчет платы, взыскании компенсации морального вреда отказать, УСТАНОВИЛА:
Мускатина Е.Н. обратилась в суд с иском к ГБУ "Жилищник района Митино", в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию в период с 01.01.2021 по 31.12.2021, исходя из среднемесячного показателя общедомового прибора учета за отопительный период с 01.01.2020 по 31.12.2020, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб, мотивируя требования тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***. Управляющей компанией данного многоквартирного дома является ГБУ "Жилищник района Митино", задолженности по оплате ЖКУ Мускатина Е.Н. не имеет. С января 2021 года она получила ЕПД, из которого следовало, что расход тепловой энергии существенно увеличился. Согласно ответу ГБУ "Жилищник района Митино" причиной увеличения потребления тепловой энергии и как следствие выставляемой к оплате суммы стало ненадлежащее обслуживание общего имущества многоквартирного дома со стороны ответчика, поскольку 18.04.2020 ОДУУ тепловой энергии вышел из строя. Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.20211 N 354.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы", в качестве соистца привлечен Мускатин С.А.
Мускатина Е.Н, Мускатин С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ГБУ "Жилищник района Митино" Олейник И.С. в судебном заседании просил в иске отказать.
Представитель ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" Гапоненко М.В. в судебном заседании просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ПАО "МОЭК" Сунцова Т.Д. в судебном заседании представила письменные пояснения.
Представитель третьего лица ГБУ МЦФ района Митино в судебное заседание не явился, извещен.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившегося лица.
Судом постановлено указанное выше решение.
Истцы просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Из материалов дела следует, что ГБУ "Жилищник района Митино" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: ***, в котором Мускатина Е.Н, Мускатин С.А. являются собственниками квартиры ***, зарегистрированы по данному адресу.
В целях поставки коммунальных ресурсов на нужды отопления между ГБУ "Жилищник района Митино" и ПАО "МОЭК" заключен договор теплоснабжения.
В обоснование иска Мускатина Е.Н. ссылалась на то, что с января 2021 года она стала получать ЕПД, из которого следовало, что расход тепловой энергии существенно увеличился. Причиной увеличения потребления тепловой энергии и как следствие выставляемой к оплате суммы стало ненадлежащее обслуживание общего имущества многоквартирного дома со стороны ответчика, поскольку 18.04.2020 ОДДУ тепловой энергии вышел из строя, в связи с чем, оплата тепловой энергии рассчитывалась по нормативу потребления.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: *** оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии и горячей воды (ОДУУ ТЭ), который находится в оперативном управлении ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы".
9.04.2020 ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" в этом МКД произведена замена ОДУУ ТЭ, который введен в эксплуатацию 17.04.2020.
Однако уже 18.04.2020 данный ОДУУ ТЭ вышел из строя.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41" на территории города Москвы (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года и расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
При этом при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме или жилом доме, в котором прибор учета тепловой энергии отсутствует, вышел из строя, утрачен, применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги" (в редакции настоящего постановления).
ПАО "МОЭК" за апрель 2020 произвел расчет за поставленную тепловую энергию в данном многоквартирном доме, исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, за октябрь-декабрь 2020 года по нормативу потребления тепловой энергии, определенному в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях) (п. 59).
59(1). Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Районный суд при разрешении спора исходил из того, что Правилами определен следующий порядок расчетов за отопление: при наличии в многоквартирном доме общедомовых приборов учета потребления ТЭ размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления ТЭ за предыдущий год; в случае отсутствия в МКД ОДПУ ТЭ или сведений об объемах потребления ХЭ за предыдущий год, плата за услугу отопление рассчитывается исходя из норматива потребления ТЭ на отопление и тарифа на ТЭ, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для перерасчета платы за потребленную тепловую энергию за заявленный период не имеется расчет платы за тепловую энергию истцам произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, суд учел, что плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в течение трех расчетных периодов (трех календарных месяцев) после выхода из строя прибора учета, однако истцом заявлены требования с 01.01.2021, т.е. за период, по истечение 3 расчетных периодов после выхода из строя прибора общедомового учета тепловой энергии.
Поскольку суд отказал истцам в удовлетворении основного требования об обязании произвести перерасчет платы, требования о компенсации морального вреда также оставлены судом без удовлетворения.
Судебная коллегия проверяет решение суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, оснований для его отмены, изменения не находит.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минстроя России от 2 сентября 2016 г. N 28483-АЧ/04, вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в многоквартирном доме, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, утрачен или истек срок его эксплуатации, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется в соответствии с Правилами N 354: в течение не более 3-х расчетных периодов подряд - в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, или за период не менее 3-х месяцев отопительного периода (в том числе, предшествующего отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета); начиная с 4-го расчетного периода подряд - в соответствии с пунктом 60.1 Правил N 354 - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента.
Согласно пункту 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил; за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.
Как следует из пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Из изложенных выше положений следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период, определен порядок расчета за отопление при выходе из строя общедомового прибора учета.
В иске заявлен период перерасчета за отопление с 1.01.2021 по 31.12.2021.
Из материалов дела следует, что коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии вышел из строя в апреле 2020 года и на дату подачи настоящего иска в суд 24.03.2021 не был введен в эксплуатацию. Истцы указывают, что он введен в эксплуатацию только 31.05.2021.
При таком положении, исходя из приведенных норм, по истечение трех месяцев после выхода прибора из строя и в последующий отопительный период, который имел место, в том числе с 1.01.2021 па дату подачи иска, расчет за отопление из норматива потребления производился верно.
Основания для обязания ответчика произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию за весь 2021, исходя из среднемесячного показателя общедомового прибора учета за отопительный период с 01.01.2020 по 31.12.2020, не имелось. При этом судебная коллегия также отмечает, что суд проверяет обоснованность фактически начисленной платы за отопление на дату подачи иска и не вправе обязывать произвести перерасчет по платежам, которые возможно будут начислены в будущем.
Поскольку основанием взыскания компенсации морального вреда является неверное, по мнению истца, начисление платы за отопление, а материалами дела такой факт не установлен, районный суд пришел к правильному выводу об отказе в иске в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционных жалобах.
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, является правильной, в связи с чем, у судебной коллегии оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.