Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда фио, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материал N Ма-1527/2020 по частной жалобе административного истца фио на определение судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 15 сентября 2020 года, которым постановлено:
административное исковое заявление фио к ВРИО заместителя начальника отдела защиты прав человека при уголовном преследовании фио, Аппарату Уполномоченного по правам человека в РФ об оспаривании действий возвратить административному истцу, разъяснив, что с указанным иском он вправе обратиться в Хамовнический районный суд адрес, УСТАНОВИЛ:
фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие по результатам рассмотрения его обращения Аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ.
Определением судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 15 сентября 2020 года административное исковое заявление возвращено, как поданное с нарушением правил подсудности.
В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного.
Судья в соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассматривает частную жалобу по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что у суда имелись основания для отказа в принятии административного иска в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Статус, цель деятельности, функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) определены Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Уполномоченный в пределах своей компетенции рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на адрес иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15). По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный, в частности, вправе обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора (подп. 3, 4 п. 1 ст. 29).
При осуществлении возложенных на него полномочий он действует независимо, дополняя существующие средства защиты прав и свобод граждан, и при этом неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п. 1 ст. 2, ст. 3).
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на адрес иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 15); Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (пункт 1 статьи 16).
Согласно статьи 20 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ получив жалобу, Уполномоченный имеет право принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению (пункт 1); отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит (пункт 3).
Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ установлено, что для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат; Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица (пункты 1 и 3 статьи 37).
По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный в соответствии со статьей 39 указанного выше Федерального конституционного закона утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях, в которых вправе, в частности, определять конкретных должностных лиц, уполномоченных рассматривать адресованные ему жалобы ().
Исходя из системного толкования положений Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ следует, что Уполномоченный не наделен правом на вынесение решений, носящих государственно-властный характер, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан либо создающих препятствия для их реализации. Соответственно, такими полномочиями не могут обладать и должностные лица рабочего аппарата Уполномоченного.
Учитывая, что Уполномоченный и должностные лица рабочего аппарата Уполномоченного не наделены административно-властными полномочиями, которые могли бы нарушить права граждан или создать препятствия в их реализации, то действия (бездействие) Уполномоченного и должностных лиц аппарата Уполномоченного, а также принятые ими решения по результатам рассмотрения жалоб, адресованных Уполномоченному, не могут быть оспорены в судебном порядке. Кроме того Уполномоченный неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, принятые им отказы в рассмотрении жалоб оспариванию не подлежат, что связано с особенным статусом должности.
При изложенных выше обстоятельствах в принятии административного иска должно быть отказано в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определение районного суда, который вышеуказанные положения не учел, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 128, 313, 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 15 сентября 2020 года отменить, постановить новое определение, которым в принятии административного иска фио к ВРИО заместителя начальника отдела защиты прав человека при уголовном преследовании фио, Аппарату Уполномоченного по правам человека в РФ об оспаривании действий - отказать.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.