адм. дело N33а-3669/2021
р/с N2а-380/2020
05 октября 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В, судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ИФНС России по адрес - фио на решение Дорогомиловского районного суда адрес от 21 декабря 2020 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования ИФНС России по адрес к Керн С.Л. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени - оставить без удовлетворения", УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Керн С.Л. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за 2018 год, мотивируя свои требования тем, что фио в указанный период являлась собственником земельного участка, признанного объектом налогообложения, в связи с чем, налоговым органом был начислен земельный налог, административному ответчику направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога, однако в установленный срок уплата налога административным ответчиком произведена не была.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Исследовав материалы дела, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Дорогомиловского районного суда адрес от 21 декабря 2020 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов настоящего административного дела следует, что с 08 сентября 2015 года Керн С.Л. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адрес, площадью 1 737 кв.м.
26 сентября 2019 года административному ответчику начислен земельный налог за 2018 год в размере сумма
30 декабря 2019 года адрес административного ответчика направлено требование N 102503 об уплате налога в размере сумма, а также пени в размере сумма, со сроком оплаты до 31 января 2020 года, которое исполнено не было.
18 июня 2020 года мировым судьей судебного участка N 209 адрес вынесен судебный приказ о взыскании с Керн С.Л. недоимки по земельному налогу и пени за 2018 год в размере сумма
Определением мирового судьи судебного участка N 209 адрес от 23 июня 2020 года судебный приказ мирового судьи судебного участка N 209 адрес от 18 июня 2020 года отменен.
Согласно расчету земельного налога, земельный участок с кадастровым номером 50:15:0020214:18, расположенный по адресу: адрес, мкрн. Никольско-Архангельский, адрес, кадастровой стоимостью за 2018 год - сумма, имеет площадь 1737 кв.м.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что с 05 мая 2016 года административный ответчик является лицом, получающим пенсию, однако, при расчете земельного налога, налоговым органом не применены льготы, в связи с чем пришел к выводу о неверном исчислении суммы налога, кроме того, требование об уплате налога направлено в адрес административного ответчика через личный кабинет, однако, из пояснений административного ответчика следует, что требование об уплате налога в личный кабинет не поступало.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме, обязанность своевременно уплачивать налоги, обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 409 Налогового кодекса РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Подпунктом 8 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся, в том числе к категорий пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Подпунктом 8 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации введен в действие Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 13 статьи 14 указанного Федерального закона положения пункта 5, абзаца первого пункта 6.1 и пункта 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации) и статьи 13 настоящего Федерального закона применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды, начиная с 2017 года.
Административным истцом при направлении налогового уведомления от 26 сентября 2019 года при начислении земельного налога за 2018 года указанная льгота применена не была, при таких данных, с административного ответчика надлежало взыскать недоимку по земельному налогу в размере сумма и пени в размере сумма из расчета:
- налог по земельному участку с кадастровым номером 50:15:0020214:18 за 2018 год - сумма (сумма - ((сумма : 1737 кв.м.) x 600 кв.м.) х 0, 30 %);
- пени по земельному налогу:
сумма (сумма x 6, 50 % : 300 х 13);
сумма (сумма x 6, 50 % : 300 х 14);
Общая сумма пени по земельному налогу составляет сумма
В соответствии с абзацами 3 и 4 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Принимая во внимание, что формирование документов для взыскания задолженности осуществляется налоговым органом автоматически посредством программного обеспечения, вывод суда о том, что налогоплательщик не получал требование налогового органа является неверным, поскольку, как усматривается из материалов дела, Керн С.Л. пользуется личным кабинетом налогоплательщика с 25 ноября 2016 года, сведения об отказе от пользования личным кабинетом отсутствуют.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Таким образом, решение суда на основании статьи 310 КАС РФ подлежит отмене, как постановленное без учета норм материального права, с Керн С.Л. надлежит взыскать недоимку по земельному налогу за 2018 год в сумме сумма, а также пени по земельному налогу в размере сумма, государственную пошлину в бюджет адрес в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда адрес от 21 декабря 2020 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым взыскать с Керн Софьи Леонидовны в пользу ИФНС России по адрес в счет задолженности по земельному налогу за 2018 год сумма, пени в размере сумма
Взыскать с Керн Софьи Леонидовны государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.