Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-13/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, действующего на основании доверенности фио, на решение Никулинского районного суда адрес от 12 января 2021 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 31.07.2020 года N77/007/243/2019-4266 об отказе в государственной регистрации права собственности адрес на нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0013004:16089, по адресу: адрес пом. II 292.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности адрес на нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0013004:16089, по адресу: адрес пом. II 292, УСТАНОВИЛА:
Административный истец адрес обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным и отмене решения от 31.07.2020 года N77/007/243/2019-4266 об отказе в государственной регистрации права собственности адрес на нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0013004:16089, по адресу: адрес пом. II 292, мотивируя требования тем, что основанием для отказа в совершении регистрационных действия являлось отсутствие двух экземпляров инвестиционных контрактов, заключенных с Правительством адрес, истечением срока договора аренды, вместе с тем для совершения регистрационных действий были представлены необходимые документы, оснований для отказа в совершении регистрационных действий не имелось.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес, представитель заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явились, извещались судом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не представивших доказательств уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом установлено, что 09.10.2003 года на основании постановления Правительства Москвы от 26.12.2000 года N 1013 "О дополнительных мерах по совершенствованию гаражного строительства в адрес на 2001-2004гг.", постановления Правительства Москвы от 18.02.2003г. N89-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 04.12.2001г. N1083-ПП" между адрес и Правительством адрес был заключен инвестиционный контракт N2093, зарегистрированный в фио за номером 14-008841-5701-0081-00001-03 дата регистрации 22.11.2006 года, на реализацию инвестиционного проекта реконструкции с надстройкой двух этажей гаража-стоянки адрес на строительной площадке по адресу: адрес.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N RU77183000-005354, объект, расположенный по адресу: адрес введен в эксплуатацию 26.12.2013 года.
Также установлено, что решением Арбитражного суда адрес от 30.01.2018 года удовлетворен встречный иск адрес, постановлено обязать Правительство Москвы подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту на реализацию проекта гаражного строительства от 09.10.2003 N2093 в указанной редакции.
12.02.2019 года между Правительством адрес и адрес подписан акт реализации инвестиционного контракта.
Также установлено, что 23.10.2019 года адрес -2" обратилось в Управление Росреестра по адрес с заявлением о регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0013004:16089, по адресу: адрес пом. II 292, приложив, в том числе, вышеуказанное решение Арбитражного суда адрес.
Уведомлением от 01.11.2019 года адрес сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности, поскольку не представлены учредительные документы (Устав) адрес в действующей редакции для целей осуществления правовой экспертизы; не представлен инвестиционный договор со всеми изменениями и дополнениями; истек срок действия договора аренды.
Согласно расписке от 29.01.2020 года о получении документов на государственную регистрацию, адрес также предоставлены: инвестиционный контракт N2093, дополнительные соглашения к нему и письменное сообщение Департамента земельных ресурсов адрес о продлении договора аренды.
Уведомлением от 31.07.2020 года N77/007/243/2019-4266 в государственной регистрации права собственности отказано, в связи с отсутствием в материалах реестрового дела подлинного экземпляра Инвестиционного договора со всеми изменениями и дополнениями. При этом государственный регистратор, сославшись на п.1 ч.3 ст.21 Закона, указал на непредставление двух подлинных экземпляров контракта.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Управления Росреестра по адрес, связанные с оспариваемым отказом в регистрации а также приостановлением регистрации, незаконны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (о недвижимости).
Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ч.3 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 того же закона).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация может быть приостановлена государственным регистратором, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что для осуществления регистрационных действий административным истцом был представлен Акт реализации инвестиционного контракта, подписанный адрес и Правительством Москвы, при этом обязанность подписания такового была возложена решением Арбитражного суда адрес от 30.01.2018 года, все исправления заверены в соответствии с правилами делопроизводства Правительства адрес, так же было приложено письмо Департамента городского имущества адрес, то оснований для отказа в государственной регистрации возникшего права собственности адрес, как верно указал суд не имелось.
При таком положении принятое Управлением Росреестра по Москве решение от 31.07.2020 года N77/007/243/2019-4266 нельзя признать законным, оно создало препятствие реализации возникшего у административного истца права собственности, чем нарушило его права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения Департамента городского имущества адрес о том, что договор аренды земельного участка является действующим, оформлены ненадлежащим образом, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего вопросы пролонгации договорных отношений.
Согласно части 3 статьи 621 Гражданского кодекса РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Как усматривается из материалов дела, Департамент городского имущества представлял адрес сведения о том, что договор аренды от 21.10.2003 года N М-07-506494, сроком действия до 31.12.2007 года, не расторгался.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, какого-либо дополнительного документа, подтверждающего сохранение действия договора аренды, не требуется.
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 12.01.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, действующего на основании доверенности фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.