Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-325/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, на решение Солнцевского районного суда адрес от 24 декабря 2020 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес выразившееся в неисполнении вступившего в законную силу решения Солнцевского районного суда адрес от 25 февраля 2019 года по иску фио к фио об установлении границ земельного участка, исправлении ошибки в сведениях о границах земельного участка, исключении ранее внесенных сведений в ЕГРН и внесении новых сведений о границах земельного участка.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес в пользу фио в счет расходов на оплату услуг представителя сумма, УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве, в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика, которое выразилось в неисполнении решения Солнцевского районного суда адрес от 25.02.2019 года по делу N 2-305/19 в части исправления ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017003:1017 путём исключения ранее внесённых сведений о границах указанного земельного участка в ЕГРН (ранее ГКН); обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес исправить ошибку в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017003:1017 путём исключения ранее внесённых сведений о границах указанного земельного участка в ЕГРН (ранее ГКН); взыскать с административного ответчика понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из расходов на представителя, в размере сумма.
Требования административного истца мотивированы тем, что решением Солнцевского районного суда адрес от 25.02.2019 года исправлена кадастровая ошибка в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017003:1017 путём исключения ранее внесённых сведений о границах указанного земельного участка в ЕГРН (ранее ГКН); установлены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017002:1059 в координатах, указанных в решении, согласно резолютивной части решения оно является основанием для исключения из ЕГРН ранее внесённых сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017003:1017 и внесения сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017002:1059. фио через МФЦ обратилась в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес с просьбой осуществить государственный кадастровый учёт изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0017003:1017 с приложением вступившего в законную силу решения суда. Уведомлением N 77/19-89672 от 19.07.2019 года заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учёта по основаниям обращения ненадлежащего лица и не предоставления межевого плана. Впоследствии в осуществлении кадастрового учета изменений было отказано. По мнению административного истца, данный отказ носит незаконный характер, поскольку отсутствовали препятствия для исправления кадастровой ошибки.
Административный истец фио в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве в суд фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции признал незаконным допущенное административным ответчиком бездействие, в удовлетворении остальной части иска отказал. На данное решение представителем административного истца подана апелляционная жалоба, в которой он указывает на то, что в том виде, как сформулирована резолютивная часть решения, оно не приведет к восстановлению нарушенного права административного истца.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не представивших доказательств уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при вынесении решения.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктами 5, 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Солнцевского районного суда адрес от 25.02.2019 года исправлена ошибка в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017003:1017 путем исключения ранее внесенных сведений о границах указанного земельного участка в ЕГРН (ранее ГКН), установлены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017002:1059 по характерным точкам.
Согласно резолютивной части решение является основанием для исключения из ЕГРН ранее внесенных сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017003:1017 и для внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017002:1059.
12 июля 2019 года в Управление Росреестра поступило заявление N 77-0-1-71/3017/2019-229 о государственном кадастровом учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:07:0017003:1017.
19 июля 2019 года заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета по тем основаниям, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017002:1059 обратилось ненадлежащее лицо и не предоставлен межевой плана земельного участка.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что решение Солнцевского районного суда адрес от 25.02.2019 года является самостоятельным основанием для внесения изменений в сведения о кадастровом учете земельных участков, однако, ограничившись констатацией факта незаконного бездействия Управления Росреестра по Москве, не указал способ восстановления нарушенного права административного истца, что не соответствует положениям статьи 227 КАС РФ.
Действительно, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 того же закона).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Вступившее в законную силу судебное решение, представленное административному ответчику для совершения регистрационных действий, которым установлены и изменены границы земельных участков, являлось достаточным основанием внесения соответствующих изменений. При этом указание Росреестра на то, что с заявлением об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0017002:1059 обратилось неуполномоченное лицо, является незаконным, поскольку в данном случае на регистрацию представлено решение суда, одной из сторон которого является фио, в связи с чем заявление собственника земельного участка не требовалось.
Требования государственного регистратора представить межевой план так же нельзя считать правомерным, поскольку состоявшимся решением установлены характерные точки, в соответствии с которыми надлежит изменить границы земельных участков.
Вместе с тем в соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Однако способ восстановления нарушенного права судом не указан, что служит препятствием для реализации прав административного истца, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что в указанной части решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым возложить обязанность на Управление Росреестра по Москве произвести регистрацию изменений границ земельных участков в соответствии с решением Солнцевского районного суда адрес от 25.02.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнцевского районного суда адрес от 24.12.2020 года в части отказа в удовлетворении требований фио отменить, постановить по делу в указанной части новое решение, которым требования фио удовлетворить, возложить обязанность на Управление Росреестра по Москве произвести регистрацию изменений границ земельных участков в соответствии с решением Солнцевского районного суда адрес от 25.02.2019 года, в остальной части решение оставить без изменения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.