Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-110/2021 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Тверского районного суда адрес от 11 марта 2021 года, которым постановлено:
коллективное административное исковое заявления фио, действующей в своих интересах и интересах определенного круга лиц, к Правительству адрес, Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки Правительства адрес о признании незаконным проведение общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования адрес, оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
фио, действующая в своих интересах и интересах определенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании незаконными проведенные общественные обсуждения по внесению изменений в правила землепользования и застройки адрес, в отношении квартала 20-21, 22-23, адрес; планировки территории кварталов 20-21, 22-23 адрес; внесение изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении кварталов 32, 33-34 адрес; планировки территории кварталов 32, 33-34 адрес, мотивируя требования тем, что общественные обсуждения проведены с нарушениями требования п.п. 1.7, 1.8 Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес, поскольку в связи с введением режима повышенной готовности не был обеспечен доступ к официальному сайту в многофункциональных центрах, в результате чего нарушены права административных истцов; при утверждении проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки не были учтены замечания, поступившие от жителей, выступивших против проекта.
фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, представитель административных истцов фио, фио, фио, фио, фио по доверенности фио, в судебное заседание явились, доводы коллективного искового заявления поддержали, просили удовлетворить.
Представители административного ответчика по доверенности фио, фио, в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения.
Представитель административного ответчика Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки Правительства адрес, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административных ответчиков Правительства адрес и Москомархитектуры, действующих на основании доверенности фио, фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 26 марта 2020 года состоялось заседание Градостроительно-земельной комиссии адрес N 9, на котором принято решение, согласится с проведением общественных обсуждений по проектам: 1) внесения изменений в правила землепользования в отношении территории квартала 20-21, 22-23 адрес; 2) планировки территории кварталов 20-21, 22-23 адрес; 3) внесения изменений в правила землепользования в отношении кварталов 32, 33-34 адрес; 4) планировки территории кварталов 32, 33-34 адрес.
Общественные обсуждения по вышеуказанным вопросам проведены с использованием адрес гражданин" в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса адрес, Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес", распоряжением Департамента информационных технологий адрес от 28 июня 2019 года N 64-16-273/19 "Об утверждении правил использования сайта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес".
Экспозиция проектов была открыта 13 апреля 2020 года на официальном сайте и проводилась с 13 апреля 2020 года по 26 апреля 2020 года, после окончания срока размещения проектов на официальном сайте и проведения экспозиции по проекту, организатором были оформлены заключения о результатах общественных обсуждений по вышеуказанным проектам, опубликованные 19 мая 2020 года.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указывала на то, что общественные обсуждения по проектам проведены с нарушением требования действующего законодательства, было нарушено право жителей района, поскольку они лишены были возможности получить доступ к официальному сайту проекта "Активный гражданин" в сети "Интернет" в многофункциональном центре предоставления государственных услуг и на оказание работником данного центра консультативной помощи по прохождению процедуры регистрации и идентификации на официальном сайте в целях участия в общественных обсуждениях, нарушено право участвовать в собрании участников публичных слушаний по указанным проектам планировки.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия нарушения прав административных истцов проведением общественных обсуждений с использованием адрес гражданин. Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ по проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Таким правовым актом в адрес является Градостроительный кодекс адрес.
Статьей 68 Градостроительного кодекса адрес перечислены проекты, по вопросам градостроительной деятельности которых проводятся публичные слушания, в перечень которых входят проекты правил землепользования и застройки, проекты изменений правил землепользования и застройки - в границах территории, применительно к которой подготовлены указанные проекты(пункт 2 части 1 статьи 68).
Вместе с тем согласно части 1 статьи 68.1 Градостроительного кодекса адрес общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам, указанным в части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Порядок принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается Правительством Москвы.
Таким порядком в адрес является Порядок организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП (далее Порядок).
Согласно пункту 1.1 Порядка общественные обсуждения проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом адрес от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс адрес" (далее - Градостроительный кодекс адрес) и настоящим Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес (далее - Порядок) в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
В силу пункта 1.2 Порядка для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) государственная информационная система, определенные Департаментом информационных технологий адрес (далее - официальный сайт).
На основании пункта 1.4 Порядка организатором общественных обсуждений является Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (далее - организатор).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с настоящим Порядком принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес, предусматривающего проведение общественных обсуждений по проектам документов и проектам решений, указанным в частях 2 и 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса адрес (далее - проекты). В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес в соответствии с федеральными законами, законами адрес, иными правовыми актами адрес, регулирующими вопросы, связанные с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений, определяются сроки проведения общественных обсуждений с учетом установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации предельных сроков, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений.
На основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес организатором принимается решение о проведении общественных обсуждений по иным вопросам, не указанным в абзаце первом настоящего пункта. В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес определяются сроки проведения общественных обсуждений, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений. Такие общественные обсуждения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим Порядком для проведения общественных обсуждений по проектам.
Процедура проведения общественных обсуждений регламентирована пунктом 2 Порядка, который включает в себя: оповещение о начале общественных обсуждений (п. 2.1), которое включает в себя опубликование оповещения о начале общественных обсуждений на официальном сайте не позднее чем за 7 календарных дней до дня размещения проекта на официальном сайте (п. 2.1.2.1), размещение оповещения о начале общественных обсуждений на информационных стендах, оборудованных около зданий или в зданиях территориальных органов исполнительной власти адрес, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных в пределах территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения. Конструкции указанных информационных стендов должны быть всесезонными, влагоустойчивыми, ветроустойчивыми (п.2.1.2.2), распространение оповещения о начале общественных обсуждений иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации, при наличии соответствующего решения организатора общественных обсуждений (п.2.1.2.3); размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта. Проведение экспозиции проекта (п.2.2); подготовка и оформление протокола общественных обсуждений (п.2.3), подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений(п.2.4)
Согласно пункту 2.3.1 Порядка после окончания срока размещения проекта на официальном сайте и проведения экспозиции по проекту организатором осуществляется подготовка и оформление протокола общественных обсуждений по форме, утверждаемой Департаментом информационных технологий адрес. К протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц)(п. 2.3.2).
Как верно установилсуд первой инстанции, установленный законом Порядок проведения общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении 1) внесения изменений в правила землепользования в отношении территории квартала 20-21, 22-23 адрес; 2) планировки территории кварталов 20-21, 22-23 адрес; 3) внесения изменений в правила землепользования в отношении кварталов 32, 33-34 адрес; 4) планировки территории кварталов 32, 33-34 адрес Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы был соблюден.
При этом согласно вышеуказанного Порядка решение о том, в каком виде проводятся общественные обсуждения, принимается Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки.
На момент проведения общественных обсуждений действовал Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", согласно п. 2 которого, проведение на территории адрес спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий запрещено, чем было обусловлено проведение общественных обсуждений на адрес гражданин".
При таком положении суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев нарушений в действиях Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при проведении общественных обсуждений.
Утверждение административных истцов, изложенные в апелляционной жалобе, что было нарушено их право на доступ к сайту для участия в общественных обсуждениях, где работник МФЦ при необходимости оказывает консультативную помощь по прохождению гражданами процедуры регистрации и идентификации на официальном сайте в целях участия в общественных обсуждениях, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку, как усматривается из материалов дела, непосредственно фио приняла участие в общественных обсуждениях
Доводы апелляционной жалобы о том, что проекты планировки территории в целях реализации программы реновации жилищного фонда в адрес подлежат рассмотрению исключительно в форме публичных слушаний носят ошибочный характер, поскольку данный вопрос рассматривается совокупностью нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос проведения общественных обсуждения(публичных слушаний) и не ограничивается только постановлением Правительства Москвы от 10.04.2018 года N 282-ПП, на которое обращено внимание в апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 11.03.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.