Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Тиханской А.В.
при секретаре Цыганковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-527/2021 по административному иску Абдурахманова... к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), обязании перевести в иное исправительное учреждение
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 23 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Абдурахманов А.С. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), обязании перевести в исправительное учреждение по месту жительства родственников.
В обоснование требований указал на то, что на основании Федерального закона от 1 апреля 2002 года N96-ФЗ обратился в ФСИН России с заявлением о переводе в исправительное учреждение по месту жительства родственников, проживающих в... ФСИН России ответило о возможном решении этого вопроса, однако каких-либо действий, направленных на решение вопроса о его переводе, не осуществляется, при этом в адрес проживают его отец и сестра, которые не могут приехать к нему на свидание.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 23 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Абдурахманов А.С. ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N96-ФЗ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.
Согласно части 2.1 данной статьи по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что Абдурахманов А.С, паспортные данные, до осуждения был зарегистрирован по месту жительства в адрес огни, адрес, ранее неоднократно судим.
Приговором Норильского городского суда адрес от 10 апреля 2017 года Абдурахманов А.С. осужден по п. "а" ч.3 ст.132 УК РФ, ч.5 ст.74, ст. 70 УК РФ (с присоединением неотбытой части наказания по ранее вынесенному приговору) окончательно к 13 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима и ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев.
На основании части 2 статьи 73 УИК РФ Абдурахманов А.С. был направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение ГУФСИН России по адрес по месту осуждения и проживания до ареста, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по адрес.
В сентябре 2020 года Абдурахманов А.С. направил в ФСИН России заявление о переводе в исправительное учреждение адрес или близлежащих регионов, ссылаясь на то, что в Дагестане проживают его родственники, возможность поддержания с которыми социально-полезных связей ограничена в связи с отдаленностью места отбывания им наказания.
ФСИН России 10 ноября 2020 года направила административному истцу ответ о возможности удовлетворения его просьбы в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания в ином исправительном учреждении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств наличия родственников, места их жительства (свидетельство о браке, о рождении, справки с места жительства). В справке по личному делу родственники не указаны, что исключает возможность решения вопроса о переводе.
Вместе с тем, судом не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 81 УИК РФ в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N96-ФЗ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N17.
Согласно пункту 9 Порядка вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Пунктами 11, 13 Порядка предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденного является, среди прочего, его заявление об этом; перевод в исправительное учреждение, расположенное на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.
Таким образом, приведенное правовое регулирование не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания.
Как отмечено в Постановлении Европейского Суда по правам человека по жалобам "Полякова и другие против России" (вынесено 17 марта 2017 года, вступило в законную силу 3 июля 2017 года), государство в лице компетентных органов, в данном случае ФСИН России обязано обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, в том числе при географическом распределении заключенных, с тем, чтобы адекватно оценить индивидуальную ситуацию заключенного и его родных, учесть все факторы, которые на практике влияют на возможность посещения заключенного в определенном исправительном учреждении, обеспечивать заключенным разумную степень контактов с их семьями, предотвратить разрыв семейных связей, иное означает нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением права на уважение семейной жизни ввиду направления заключенных для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких.
Анализируя положения части 2 статьи 81 УИК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года N 1016-О указал, что обозначенный в ней перечень исключительных обстоятельств не является исчерпывающим.
При этом, с учетом приведенной правовой позиции Европейского Суда по правам человека, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что к иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего, относится и невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы (кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации N 5-КА19-51 от 6 ноября 2019 года, N 5-КА19-24 от 12 июля 2019 года и др.).
Следовательно, применительно к изложенному административный ответчик, разрешая обращение осужденного, обязан был проанализировать семейное положение фио, оценить степень сохранения им социально-полезных связей с родственниками, в том числе с учетом объективных данных об этом из исправительного учреждения, соотнести их с наличием на территории региона проживания таких лиц (либо ближайших к нему) исправительных учреждений с соответствующим режимом отбывания наказания, а также с их наполненностью.
Из дела видно, что, разрешая заявление фио о переводе, административный ответчик указал на то, что в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания в другом исправительном учреждении, его просьба будет удовлетворена.
Данных о том, что ФСИН России окончательно разрешен вопрос о переводе фио в иное исправительное учреждение, материалы дела не содержат.
Обращаясь в суд с настоящим иском в феврале 2021 года, Абдурахманов А.С. указывал на допущенное административным ответчиком бездействие, так как никаких мер, направленных на решение вопроса о его переводе, ФСИН России не предпринимает.
Согласно представленным суду административным ответчиком возражениям и документам, оснований для перевода фио в другое исправительное учреждение не имеется, поскольку в его личном деле родственники не значатся (л.д.14, 18).
В то же время в силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо.
Вместе с тем в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что при разрешении заявления фио ФСИН России проверялись обстоятельства, связанные с семейным положением административного истца, его намерениями сохранить социально-полезные связи с родственниками, административным ответчиком не представлено.
При этом из административного искового заявления фио следует, что в адрес проживают его отец и сестра.
Между тем, в нарушение требований статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ данные обстоятельства суд не проверил, какой-либо правовой оценки им не дал, более того, фактически возложил на административного истца бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора.
Вместе с тем суду апелляционной инстанции Абдурахмановым А.С. представлены копия паспорта фио..,... г.рожд, проживающего в... (л.д.33-34), а также справка ИК-5 (л.д.35), свидетельствующая о получении административным истцом посылок от сестры фио, что свидетельствует о наличии у него близких родственников и намерении общаться с ними.
Таким образом, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований фио и признании незаконным допущенного ФСИН России бездействия, выразившееся в нерассмотрении вопроса о переводе фио в исправительное учреждение по месту жительства его близких родственников.
Определяя способ восстановления нарушенного права фио, принимая во внимание, что решение вопроса о переводе осужденного в иное исправительное учреждение относится к исключительной компетенции административного ответчика, при этом обстоятельства наличия у фио близких родственников и месте их жительства нуждаются в дополнительной проверке, судебная коллегия полагает необходимым возложить на ФСИН России обязанность рассмотреть заявление фио о его переводе в исправительное учреждение по месту жительства близких родственников в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 23 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования фио удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в нерассмотрении вопроса о переводе фио в исправительное учреждение по месту жительства его близких родственников.
Возложить на ФСИН России обязанность рассмотреть заявление фио по вопросу перевода для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства его родственников в установленном законом порядке.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.