Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Малаховой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-44/2021 по административному иску Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании незаконным требования
по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", подписанной в ее интересах адвокатом фио, на решение Таганского районного суда адрес от 15 февраля 2021 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (далее - фио "Центр "ТИ-Р") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) о признании требования об удалении персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" со страницы сайта в сети "Интернет" https://declarator.org/office/4010, выраженное в письме N08-50868 от 31 августа 2020 года, незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что декларации, размещенные на сайте проекта "... ", в том числе на странице https://declarator.org/office/4010, получены фио "Центр "ТИ-Р" из общедоступных источников, то есть с официальных сайтов соответствующих организаций, где они первоначально были раскрыты и распространялись. фио "Центр "ТИ-Р" является некоммерческой организацией, основной целью которой является оказание услуг, связанных с проведением научно-исследовательских, аналитических работ, изучением общественного мнения по вопросам выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных. Для достижения указанной цели административный истец запустил и поддерживает онлайн-проект "... ", размещенный на одноименном сайте в сети "Интернет" declarator.org. Указанный проект является общедоступной базой сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера публичных должностных лиц, которые разрозненно публикуются соответствующими государственными органами и организациями на своих официальных сайтах как мера противодействия коррупции в рамках Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции". Ввиду того, что государственных органов и организаций и их сайтов много, а единого сайта для публикации всех деклараций нет, для повышения прозрачности и облегчения анализа антикоррупционных деклараций был создан проект "... " и соответствующий сайт в сети "Интернет". По мнению административного истца, указанный проект в полной мере отвечает основным принципам противодействия коррупции в РФ как публичность и открытость деятельности государственных органов и организаций, сотрудничество государства с институтами гражданского общества.
Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц соответствующие органы и организации публикуют самостоятельно на своих официальных сайтах. В свою очередь, исключительно на основании собранных сведений формируется каталог проекта "... " с указанием ссылки на источник данной общедоступной информации на сайт официальном сайте органа или организации. В рамках указанного проекта на веб-сайте declarator.org объединяются и представляются в удобном для граждан формате сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера публичных должностных лиц, публикуемых в сети Интернет на официальных сайтах соответствующих органов и организаций, в том числе на основании и в порядке Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции".
В фио "Центр "ТИ-Р" в электронном виде поступило письмо из Роскомнадзора N08-50868 от 31 августа 2020 года, в котором сообщалось о поступившем обращении о возможном нарушении Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных" при размещении персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" на одной из страниц сайта фио "Центр "ТИ-Р", а именно на странице сайта проекта "... " https ://declarator.org/office/4010. В указанном письме содержалась просьба сообщить о наличии правовых оснований на размещение персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" без их согласия, либо удалить их с указанного сайта.
На странице https://declarator.org/office/4010 содержится информация о работниках адрес, а именно: главном бухгалтере адрес, генеральном директоре адрес, заместителях генерального директора адрес. Указанная информации была обнародована самим акционерным обществом путем размещения на своих официальных сайтах rosipoteka.ru и ahml.ru, содержание которых впоследствии было перенесено на сайт дом.рф.
2 сентября 2020 года в ответ на письмо Роскомнадзора административный истец направил письмо N 190/3-20, в котором изложил правовые основания обработки собранных персональных данных.
Вместе с тем, в последующем административный истец получил письмо от 10 сентября 2020 года из Управления Роскомнадзора по ЦФО о привлечении фио "Центр "ТИ-Р" к административной ответственности по части 5 ст. 13.11 КоАП РФ.
При этом административный истец полагал, что обработка в данном случае персональных данных без согласия субъектов таких данных согласуется с целями и предметом деятельности организации и соответственно с целями обработки персональных данных.
Кроме того, административным истцом указано на нарушение Роскомнадзором порядка проведения мероприятий по контролю, установленного Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N146.
Учитывая, что антикоррупционные декларации, размещенные на сайте административного истца, получены с официального сайта соответствующей организации, где они первоначально были опубликованы, а в письме Роскомнадзора не приводятся признаки незаконности получения указанных материалов и данных, просьба/требование об удалении соответствующих данных является немотивированным, необоснованным и незаконным.
Решением Таганского районного суда адрес от 15 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований фио "Центр "ТИ-Р" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец фио "Центр "ТИ-Р" ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Машанова Г.В, адвоката фио в интересах фио "Центр "ТИ-Р", сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящее дело, суд установил, что в адрес Роскомнадзора поступило обращение заместителя генерального директора АО "ДОМ.РФ" фио, в котором последний сообщал о неправомерном распространении персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" и членов их семей (генерального директора, заместителей генерального директора и главного бухгалтера) на интернет-странице https://declarator.org/office/4010.
В ходе проверки доводов обращения факт размещения персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" на интернет-странице https://declarator.org/office/4010 был подтвержден.
С учетом изложенного, административным ответчиком на основании статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных" с целью установления правовых оснований размещения персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" в адрес фио "Центр "ТИ-Р" направлено письмо от 31 августа 2020 года N 08-50868 о предоставлении информации о правовых основаниях размещения персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" на указанной Интернет-странице, а в случае отсутствия правовых оснований - принятии мер, направленных на удаление персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" с Интернет-страницы https://declarator.org/office/4010.
Направленный административным истцом в адрес Роскомнадзора ответ от 2 сентября 2020 года N 190-3/20 не содержал сведений о наличии согласия работников АО "ДОМ.РФ" на распространение их персональных данных.
При таких обстоятельствах административный ответчик на основании пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года, письмом от 10 сентября 2020 года N08-53310 направил материалы по результатам рассмотрения обращения в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу для составления протокола об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ.
Из дела видно, что постановлением мирового судьи судебного участка N383 адрес от 26 октября 2020 года фио "ТИ-Р" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.13.11 КоАП РФ, а именно в невыполнении оператором персональных данных в срок, установленные законодательством РФ, требования уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об удалении персональных данных работников АО "ДОМ.РФ".
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в силу статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется по общему правилу с согласия субъекта персональных данных на такую обработку.
Пункт 11 части 1 статьи 6 данного Федерального закона допускает осуществление обработки персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Отклоняя доводы административного истца о наличии правовых оснований осуществления им обработки персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" без их согласия ввиду опубликования их на официальном сайте АО "ДОМ.РФ", суд указал на то, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
При этом согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 этой статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Соответственно целью обработки персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" на официальном сайте организации является выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации, в то время как административным истцом как администратором Интернет-ресурса declarator.org/office/4010 обработка персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" осуществляется в целях, отличных от заявленных на этапе их сбора.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что осуществление фио "Центр "ТИ-Р" обработки и распространения результатов обработки персональных данных работников АО "ДОМ.РФ", полученных с официального сайта АО "ДОМ.РФ", без их согласия противоречит положениям действующего законодательства в области персональных данных, в связи с чем адресованное истцу требование Роскомнадзора о предоставлении правовых оснований на размещение персональных данных работников АО "ДОМ.РФ", а при его отсутствии - удалении размещенных персональных данных с сайта, основано на законе.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы фио "Центр "ТИ-Р" о правомерности обработки персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" без их согласия воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных требований и которые в силу требований статей 84, 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что рассмотрение обращения заместителя генерального директора АО "ДОМ.РФ" фио осуществлено Роскомнадзором фактически без применения Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N146, не влияют на выводы суда о правомерности действий административного ответчика.
При этом факт обработки фио "Центр "ТИ-Р" персональных данных работников АО "ДОМ.РФ" без их согласия в ходе судебного разбирательства никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривался.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда адрес от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.