Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей С.И. Коневой, А.В. Тиханской, при секретаре М.В. Алексееве, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе Л.А. Пономарева на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Л.А. Пономарева о признании незаконным действий Министерства юстиции Российской Федерации по включению его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, которым в удовлетворении заявленных требований отказано, УСТАНОВИЛА:
Л.А. Пономарев обратился в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции России, полагая незаконным действия указанного органа государственной власти по включению административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Требование мотивировано тем, что Л.А. Пономарев, как физическое лицо и гражданин, средством массовой информации не является, не получал иностранного финансирования, а распространение на него законодательства об иностранных агентах, которое не имеет обратной силой, является противозаконным. Вместе с тем он указывает, что занимается общественной и правозащитной деятельностью, а действия административного ответчика по включению его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, носят дискриминационный характер и являются политически мотивированными.
Также Л.А. Пономарев ссылался на допущенное административным ответчиком незаконное бездействие, которое выразилось в ненадлежащем уведомлении его о включении в вышеуказанный реестр.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Л.А. Пономарев, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что он получал денежные средства от источников за пределами Российской Федерации.
В заседании судебной коллегии Л.А. Пономарев и его представитель - адвокат фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации по доверенности фио полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Представитель Прокуратуры города Москвы - Ю.А. Витман также выразила согласие с постанволенным судебным решением.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что Л.А. Пономарев включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N1303-р (л.д. 40).
Уведомление о включении истца в реестр 16 января 2021 года направлено по его адресу регистрации в адрес и возвращено отправителю в результате неудачной попытки вручения и возврату письма за истечением срока хранения, что подтверждается копией почтового конверта и отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д. 50-52).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное действие уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждаются материалами внеплановой проверки, процедура включения в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента не нарушена.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (часть 7 статьи 6 Закона о СМИ).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Закона о СМИ).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 г. N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
С учетом указанных положений закона, Минюсту России надлежало доказать, что Л.А. Пономарев распространял сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, а также, что оно получало денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации, а также то, что порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден.
В свою очередь Л.А. Пономарев должен доказать факт нарушения своих прав и сроки обращения в суд.
ГУ МВД России по г. Москве проинформировала Минюст России о возможном включении Л.А. Пономарева в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, поскольку выявило публикации (комментарии) Л.А. Пономарева, сетевым изданиям "Голос Америки" и "Idel.Реалии", включенным в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента:
1. "Лукашенко и его заложники"...) от 1 декабря 2020 года).
2. "Мы, будто, все сидим в тюрьме" (...) от 19 декабря 2010 года.
3. "Следком Татарстана отказался расследовать избиение казанского активиста полицейскими" (...) от 9 марта 2020 года, а также и иные материалы, которые размещены на страница в социальных сетях, принадлежащих Л.А. Пономареву: Facebook (...); Twitter (...); Youtube (...); Вконтакте (...); Instagram (...); Одноклассники...); LiveJournal (...), авторские публикации в персональном блоге на сайте "Эхо Москвы" (https://www.echo.msk.ru).
Факт размещения публикаций подтверждается актами осмотра интернет ресурсов от 2 и 3 декабря 2020 года, составленными оперуполномоченными ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве (л.д. 113-117, 151-161).
22 декабря 2020 года Прокуратура города Москвы передала в Минюст России информацию и документы о получении Л.А. Пономаревым в августе 2020 года иностранного финансирования в сумме сумма прописью от компании "... ".
Данное обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании и подтверждаются справкой Минюста России, оформленной на основании данных Росфинмониторинга.
При этом суд первой инстанции непосредственно обозрел сообщение Росфинмониторинга, имеющее гриф ДСП, и удостоверился в достоверности этой информация.
Включение Л.А. Пономарева в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента согласовано МИД России, что подтверждается письмом от 23 декабря 2020 года (л.д. 126).
Таким образом, результаты проверки подтвердили, что Л.А. Пономарев распространял сообщения и материалы средствам массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и факт финансирования от иностранного источника.
Таким образом, Министерство юстиции России вправе было решать вопрос о включении Л.А. Пономарева в реестр, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении деятельности в качестве иностранного средств массовой информации, выполняющего функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие его право на принятие оспариваемого решения и соблюдение порядка его принятия, пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд не уклонился от исследования вопроса об иностранном финансировании Л.А. Пономарева. Доказательства этому были представлены административным ответчиком и исследованы судом первой инстанции непосредственно в судебном заседании, что не противоречит положениям статьи 84 КАС РФ.
Поэтому нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы об отсутствии доказательств получения Л.А. Пономаревым в августе 2020 года денежных средств от иностранной организации. Доказательства, которые исследованы судом первой инстанции, заслуживают доверия, получены административным ответчиком из Росфинмониторгинга.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N808.
Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).
В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусматривается, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.
Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти. Доводы апелляционной жалобы изложенного не учитывают.
Судебная коллегия также учитывает, что непосредственно распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N1303-р, на основании которого Л.А. Пономарев включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, по настоящему делу так и не оспорено, таких требований в административном исковом заявлении не заявлено. В свою очередь суд первой инстанции, исходя из предмета заявленных требований, с достаточной полнотой проверил, что основания для совершения оспариваемых действий у административного ответчика имелись.
В апелляционной жалобе содержится довод о незаконном распространении в отношении Л.А. Пономарева норм законодательства об иностранных агентах, которые вступили в законную силу после официального опубликования 2 декабря 2019 года.
Это утверждение не соответствует действительности, так как факты получения финансирования из иностранных источников и публикации (комментарии) Л.А. Пономарева сетевым изданиям "Голос Америки" и "Idel.Реалии", включенным в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента, были зафиксированы уже в 2020 году, после вступления соответствующих поправок в статью 6 Закона о СМИ.
В жалобе истец заявляет о недопустимости вмешательства в его частную жизнь, ограничения свободы выражать свое мнение, как правозащитнику.
Указанные доводы основаны на искаженном цитировании норм права, что влечет односторонность выводов заявителя жалобы, поскольку действия Минюста России не лишают истца возможности в полном объеме осуществлять свою правозащитную деятельность и получать финансирование от иностранных источников, при обеспечении прозрачности, как самой деятельности, так и источников ее финансирования.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые не были бы проверены судом первой инстанции, являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.