Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1918/2021 по административному исковому заявлению ООО "Ангар-13" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом неоднократных уточнений просил:
- признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей, - обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей, - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2020 года, - признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 05 марта 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей;
- обязать Управление Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей по состоянию на 19 февраля 2020 года и внесенной в ЕГРН 05 марта 2020 года, оставив в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года, в размере 43 824 000 рублей с указанием даты применения 19 февраля 2020 года;
- признать незаконным решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о перерасчете кадастровой стоимости от 16 июня 2021 года N 170/21 по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года, обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования указанного решения;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 18 августа 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно решению от 16 июня 2021 года N 170/21 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей по состоянию на 01 января 2018 года, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ---, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года по делу N 3а-1197/2020 в размере 43 824 000 рублей с указанием даты применения 01 января 2019 года.
В обоснование иска указано, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, Троицк, улица Городская, дом 1. В отношении здания Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года в размере 65 967 620, 27 рублей. Решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года установлена кадастровая стоимость здания равная рыночной стоимости в размере 43 824 000 рублей. Решение вступило в законную силу 28 мая 2020 года.
23 апреля 2021 года административный истец получил выписку из ЕГРН, из которой следовало, что кадастровая стоимость определена по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей на основании акта ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 28 февраля 2020 года. Основанием для изменения кадастровой стоимости послужила информация, поступившая из Управления Росреестра по Москве. Впоследствии ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" принято решение от 16 июня 2021 года, которым изменение кадастровой стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2021 года было отменено, по состоянию на 01 января 2018 года сохранена кадастровая стоимость в размере 81 526 899, 37 рублей.
По мнению административного истца, в период 2018 -2020 годов не произошло каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 514. Полагая указанные действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, общество обратилось с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме. Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на иск, дело рассмотрено в его отсутствие на основании статьи 167 КАС РФ.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей до 11 августа 2020 года, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 названной статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке в той же редакции определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности, в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, Троицк, улица Городская, дом 1. В отношении здания Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2018 года в размере 65 967 620, 27 рублей. Решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года установлена кадастровая стоимость здания равная рыночной стоимости в размере 43 824 000 рублей. Решение вступило в законную силу 28 мая 2020 года. В ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесены 18 февраля 2021 года (л.д.26 т.1).
05 марта в сведения ЕГРН внесена запись об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей на основании акта ГБУ от 28 февраля 2020 года, то есть установленная кадастровая стоимость превысила кадастровую стоимость, определенную Департаментом городского имущества города Москвы в отношении объекта недвижимости на 01 января 2018 года. Из ответа Управления Росреестра по Москве следует, что данная стоимость применяется с 19 февраля 2020 года. Дополнительно Управлением указано, что проведены работы по верификации сведений о здании административного истца, внесены изменения в части сведений о местоположении объекта недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами ----.
16 июня 2021 года принято решение ГБУ N 170/21 о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, пересчитана кадастровая стоимость объекта на 01 января 2018 года, она составила 81 526 899, 37 рублей. Из текста решения следует, что ГБУ выявлена ошибка при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2018 года. Ранее здание было отнесено к оценочной подгруппе 4.3 "Объекты с неполными характеристиками", тогда как подлежало отнесению к подгруппе 4.2 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха, развлечений, включая объекты многофункционального назначения". Из пояснений, данных в судебном заседании представителем ГБУ, следует, что изменение произошло ввиду того, что использованы иные данные относительно материала стен здания, данные сведения ГБУ самостоятельно обнаружило в отчете о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на 01 января 2016 года N 69/16. Вследствие получения новых сведений ГБУ принято решение об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2018 года, утвержденной Департаментом городского имущества города Москвы.
Сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 19 февраля 2020 года исключены из ЕГРН, включены сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2018 года, кадастровая стоимость не изменилась и составила 81 526 899, 37 рублей.
Таким образом, в настоящее время в ЕГРН содержится кадастровая стоимость здания с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей, определенная на 01 января 2018 года с указанием даты начала ее применения 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о них, и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их качественных и (или) количественных характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Из приведенных положений закона следует, что определение кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки должно осуществляться только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости. Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июня 2016 года N 378 утверждена форма выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объекты недвижимости. Такие характеристики как "оценочная группа (подгруппа)", "материал стен" в выписке ЕГРН не содержатся, следовательно, сведения об изменении оценочной группы, равно как и сведения об изменении материала стен не вносятся в ЕГРН и в силу статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не являются основанием для пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки.
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости в 2018 - 2020 годах не происходило, по мнению суда, у административных ответчиков отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая уже была установлена решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года.
При этом внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не является обстоятельством, предусматривающим возможность перерасчета кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки.
Несмотря на это, сведения о спорном объекте были включены Управлением Росреестра по г. Москве в сформированные им перечни объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", а последним произведен перерасчет кадастровой стоимости на основании предоставленных сведений.
Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
При изложенных обстоятельствах, требования административного истца являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению, за исключением требований об обязании Управления Росреестра по Москве исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости здания по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей, поскольку из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН следует, что данная дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не содержится в ЕГРН. Уже 21 августа 2021 года в ЕГРН содержалась запись о том, что кадастровая стоимость объекта определена на 01 января 2018 года в размере 81 526 899, 37 рублей ввиду принятия решения ГБУ и последующих изменений в Распоряжении Департамента городского имущества города Москвы от 28 июля 2021 года. Таким образом, права административного истца должны быть восстановлены лишь внесением в ЕГРН сведений о размере кадастровой стоимости, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года, поскольку дата, на которую она определена, равно как и дата начала применения кадастровой стоимости соответствуют в ЕГРН данным, установленным судебным актом.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей.
Обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 19 февраля 2020 года в размере 81 526 899, 37 рублей.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послужившими основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 19 февраля 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 05 марта 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту N 02-2048/20-1-ОКС от 28 февраля 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей.
Признать незаконным решение ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о перерасчете кадастровой стоимости от 16 июня 2021 года N 170/21 по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года, обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангар-13" путем аннулирования указанного решения.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по г. Москве по внесению 18 августа 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно решению от 16 июня 2021 года N 170/21 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 81 526 899, 37 рублей по состоянию на 01 января 2018 года, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ---, установленной решением Московского городского суда от 12 февраля 2020 года по делу N 3а-1197/2020 в размере 43 824 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.