Московский городской суд в составе судьи Баталовой И.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лучкиной С.П. с участием прокурора Андреевского А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2190/2021 по административному исковому заявлению Павлова Юрия Александровича о признании недействующими отдельных положений Постановления Правительства Москвы от 10.11.2015 N 732-ПП "Об утверждении территориальной схемы развития территории Троицкого административного округа города Москвы", УСТАНОВИЛ:
10 ноября 2015 года Правительством Москвы принято Постановление N 732-ПП "Об утверждении территориальной схемы развития территории Троицкого административного округа города Москвы". Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 11.11.2015, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 63, 17.11.2015 года.
Постановление принято в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2010 г. N 201-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке разработки и представления на утверждение проектов территориальных схем в городе Москве".
Территориальная схема развития территории Троицкого административного округа города Москвы содержит два раздела, в первом из которых приведены цели и задачи развития территории, градостроительные мероприятия по развитию территории, во втором разделе содержатся схема функционально-планировочной организации территории, схема границ территории линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктур, схема размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения, схема территорий-объектов подготовки документации по планировке территории.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.2 Схемы границ территории линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктур раздела 2 приложения Территориальная схема развития территории Троицкого административного округа города Москвы к постановлению Правительства Москвы N 732-ПП от 10 октября 2015 года в части внесения в план строительства улично-дорожной сети "Федоровское-Кузнецово" территории земельного участка с кадастровым номером 50:26:0151802:60 площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, д. Федоровское, участок 21.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка на основании договора купли-продажи от 21 января 2017 года. Земельный участок приобретен административным истцом для личных целей. В 2020 году административный истец узнал, что на территории принадлежащего ему земельного участка планируется размещение объектов улично-дорожной сети, в градостроительном плане земельного участка отображена информация о зоне размещения линейных объектов, разработанных в рамках Территориальной схемы Троицкого АО города Москвы. Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права административного истца как собственника земельного участка, препятствуя его полноценному использованию, а также противоречит положениям статей 13, 209 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Представитель Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения на соответствие их актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Андреевского А.А, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 Градостроительного кодекса РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Градостроительного кодекса города Москвы территориальные схемы разрабатываются в целях реализации Генерального плана города Москвы путем детализации его положений применительно к частям территории города Москвы. Разработка территориальных схем может осуществляться применительно к территориям функциональных зон, территориальных единиц города Москвы.
В силу части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса города Москвы структура и состав территориальных схем, структура и состав материалов по обоснованию проектов территориальных схем, порядок их разработки, рассмотрения и согласования устанавливаются Правительством Москвы.
В соответствии с разделом 2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 09 марта 2010 года N 201-ПП "Об утверждения Положения о составе, порядке разработки и представления на утверждение проектов территориальных схем в города Москве" разработка и подготовка к представлению на утверждение проекта территориальной схемы включает такие этапы как подготовка и утверждение технического задания, сбор и систематизацию исходных данных, разработка материалов по обоснованию проекта территориальной схемы, разработка проекта территориальной схемы, согласование постановления Правительства Москвы.
Исходя из указанных выше положений заключен государственный контракт на выполнение работы "Разработка территориальной схемы Троицкого административного округа города Москвы" с ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы". В рамках заключенного государственного контракта был подготовлен проект территориальной схемы.
Статьей 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено направление проекта территориальной схемы на публичные слушания. Согласно заключению по результатам публичных слушаний они проведены в период с 05 февраля 2015 года по 05 апреля 2015 года. Оповещение о проведении публичных слушаний было размещено в Газете "Новые округа" N1 (121) от 05 февраля 2015 года, на официальном сайте Префектуры ТИНАО, на официальном сайте Москомархитектуры, на информационных щитах в поселениях и городском округе. В соответствии с частью 2 статьи 69 Градостроительного кодекса города Москвы проект территориальной схемы был направлен на электронных носителях в представительные органы муниципальных образований. Экспозиция проведена с 16 февраля по 25 февраля 2015 года по адресу: город Москва, городской округ Троицк, Сиреневый бульвар, дом 2. Замечания и предложения участников публичных слушаний отражены в протоколе публичных слушаний от 12 марта 2015 года. В дальнейшем на основании постановления Правительства Москвы от 09 марта 2010 года N 201-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке разработки и представления на утверждение проектов территориальных схем в города Москве" постановление Правительства Москвы с приложением (проектом территориальной схемы) было согласовано и направлено на утверждение.
В соответствии с Уставом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 28 июня 1995 года, к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ относится, в том числе, регулирование градостроительной деятельности (пункт 9 части 1 статьи 13). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (статья 12 Устава). Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы (статьи 5, 9, 44).
В силу статьей 2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства, правовые акты, имеющие нормативный характер, принимает в форме постановлений Правительства Москвы.
Рассматриваемая схема Троицкого административного округа Москвы утверждена Постановлением Правительства Москвы от 10.11.2015 N 732-ПП "Об утверждении территориальной схемы развития территории Троицкого административного округа города Москвы", опубликована на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 11.11.2015, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 63, 17.11.2015 года.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт принят уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции, в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта актам большей юридической силы, суд приходит к следующему.
Строительство объектов транспортной инфраструктуры в городе Москве осуществляется в соответствии с Генеральным планом города Москвы и Адресной Инвестиционной программой города Москвы на 2020 -2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 03 ноября 2020 года N 1871-ПП. Развитие территории Троицкого административного округа Москвы, в том числе транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании Генерального плана города Москвы и Территориальной схемы развития территории Троицкого административного округа города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы N 732-ПП. Из указанных выше документов следует, что земельный участок административного истца с кадастровым номером 50:26:0151802:60 частично попадает в коридор участка улично-дорожной сети "Федоровское-Кузнецово". Вместе с тем, градостроительная документация на проектирование указанного участка улично-дорожной сети в районе земельного участка административного истца не разрабатывается.
Как ранее указал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О и от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий (это понятие раскрывается в оспариваемой заявителем норме - пункте 11 статьи 1), выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (пункт 2 части 5 статьи 43). Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Из положений статьи 42 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Ограничением для размещения объектов капитального строительства являются красные линии градостроительного регулирования, установленные на основании утвержденной Правительством Москвы документации по планировке территории.
Проектная документация линейного объекта, в которой уточняются параметры капитальных объектов улично-дорожной сети, в силу статьи 48 Градостроительного кодекса РФ разрабатывается на основании проекта планировки территории.
Таки образом, в отсутствие проекта планировки территории правовых оснований полагать, что земельный участок будет задействован для строительства объекта улично-дорожной сети, не имеется.
Разработка документации по планировке территории линейного объекта - магистральной улицы "Федоровское-Кузнецово", куда может попасть земельный участок административного истца, не осуществляется, сроки на подготовку указанной документации не определены, лимиты финансирования не предусмотрены. Установленные и отображаемые в градостроительном плане земельного участка зоны размещения линейных объектов, разработанные в рамках Территориальной схемы Троицкого АО город Москвы, носят предупредительный характер, извещающий собственника земельного участка о возможном прохождении в отображаемой зоне того или иного линейного объекта. Таким образом, сама по себе Территориальная схема развития территории Троицкого административного округа города Москвы не является правовым основанием для изъятия земельного участка административного истца, ограничения его в обороте, данная схема предполагает один из возможных вариантов развития соответствующей территории, реализация которого в случае его выбора осуществляется принятием постановления Правительства Москвы об утверждении конкретного проекта планировки территории, который, в свою очередь, может являться основанием для ограничения права административного истца в отношении принадлежащего ему земельного участка. Проект планировки территории утверждается нормативным правовым актом, который может быть обжалован лицами, права которых он может нарушить. Постановление Правительства Москвы от 10.11.2015 N 732-ПП "Об утверждении территориальной схемы развития территории Троицкого административного округа города Москвы" прав административного истца не нарушает. Кроме того, в градостроительном плане земельного участка не отображены сведения об ограничении использования земельного участка административного истца, о запрете его отчуждения или иные меры, препятствующие свободному обороту земельного участка.
При таких обстоятельствах, полагать, что принятый нормативный правовой акт нарушает положения статей 13, 209 Гражданского кодекса РФ, как о том указывает административный истец, не имеется.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в порядке реализации его дискреционных полномочий применительно к отношениям, объектом которых являются земельные участки, относящиеся к территории города Москвы, нормативный акт в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц, основан на требованиях законодательства в области градостроительной деятельности, не нарушает нормативных требований смежного законодательства (Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ), не нарушает права административного истца, не создает препятствий в свободном обороте земельного участка административного истца, не налагает на него какие-либо обязанности. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Павлова Юрия Александровича о признании недействующими отдельных положений Постановления Правительства Москвы от 10.11.2015 N 732-ПП "Об утверждении территориальной схемы развития территории Троицкого административного округа города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.