Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2599/2021 по административному исковому заявлению РАО "Москва Златоглавая" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 03 августа 2020 года в размере 546 008 443, 46 рублей, - обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем аннулирования акта от 13 августа 2020 года N 02-8661/20-1-ОКС об определении кадастровой стоимости в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 03 августа 2020 года;
- признать незаконными действия Управления Росрестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 03 августа 2020 года;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 18 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту от 13 августа 2020 года N 02-8661/20-1-ОКС в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 546 008 443, 46 рублей;
- обязать Управление Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 546 008 443, 46 рублей по состоянию на 03 августа 2020 года, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 18 августа 2020 года на основании Акта от 13 августа 2020 года N 02-8661/20-1-ОКС, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, установленной решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года по делу N --- в размере 401 201 257 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником помещения с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, переулок ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 40557 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 814 937 965 рублей. Решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 401 201 257 рублей.
02 августа 2021 года административный истец получил выписку из ЕГРН, в которой обнаружил, что актом об утверждении кадастровой стоимости от 13 августа 2020 года кадастровая стоимость объекта изменена, установлена по состоянию на 03 августа 2020 года в размере 546 008 443, 46 рублей, внесена в ЕГРН 18 августа 2020 года. Основанием для изменения кадастровой стоимости послужила информация, поступившая из Управления Росреестра по Москве. По мнению административного истца, в период 2018-2020 годов не произошло каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 514. Полагая указанные действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, общество обратилось с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на иск, дело рассмотрено в его отсутствие на основании статьи 167 КАС РФ.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей до 11 августа 2020 года, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 названной статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке в той же редакции определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности, в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником помещения с кадастровым номером --- по адресу: город Москва, переулок ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 40557 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 814 937 965 рублей. Решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 401 201 257 рублей. Актом ГБУ N 02-8661/20-1-ОКС об утверждении кадастровой стоимости от 13 августа 2020 года кадастровая стоимость объекта изменена, установлена по состоянию на 03 августа 2020 года в размере 546 008 443, 46 рублей, внесена в ЕГРН 18 августа 2020 года.
Из письменных пояснений представителя ГБУ, а также пояснений, данных в судебном заседании, следует, что основанием для определения кадастровой стоимости помещения по состоянию на 03 августа 2020 года послужили данные Управления Росреестра по Москве об изменении такого ценообразующего фактора как этаж помещения. При определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2018 года использовался ценообразующий фактор "Этаж помещения со значением 4", в результате чего кадастровая стоимость была установлена в размере 814 937 965 рублей. Управлением Росреестра направлены сведения о необходимости учета данного ценообразующего фактора как "Этаж помещения со значением 1, 1, 2, 3, 4 (Антресоль)", в результате чего кадастровая стоимость изменилась, уменьшившись до 546 008 443, 46 рублей. Данная стоимость определена по состоянию на 03 августа 2020 года, когда соответствующие сведения поступили в ГБУ из Управления Росреестра по Москве.
Между тем, из выписки из ЕГРН, а также из иных письменных доказательств по делу следует, что этажность помещения не изменилась, она составила 4 этажа как на дату определения кадастровой стоимости на 01 января 2018 года, так и на дату определения кадастровой стоимости на 03 августа 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о них, и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их качественных и (или) количественных характеристик в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Из приведенных положений закона следует, что определение кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки должно осуществляться только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости. Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июня 2016 года N 378 утверждена форма выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объекты недвижимости. При этом, в ЕГРН и на 01 января 2018 года, и на 03 августа 2020 года содержались сведения о том, что помещение имеет 4 этажа, то есть изменение этажности фактически не произошло. Уточнение состава этажности с выделением подземной части помещения, антресоли и каждого из этажей, по мнению суда, в силу статьи 16 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не является изменением количественных или качественных характеристик, следовательно не является основанием для пересмотра кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки.
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости в 2018 - 2020 годах не происходило, по мнению суда, у административных ответчиков отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая уже была установлена решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года по делу N 3а-1312/2019 в размере 401 201 257 рублей.
При этом внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не является обстоятельством, предусматривающим возможность перерасчета кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки.
Несмотря на это, сведения о спорном объекте были включены Управлением Росреестра по г. Москве в сформированные им перечни объектов, изменивших характеристики, и направлены в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", а последним произведен перерасчет кадастровой стоимости на основании предоставленных сведений. Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
При изложенных обстоятельствах, требования административного истца являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 03 августа 2020 года в размере 546 008 443, 46 рублей.
Обязать ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем аннулирования акта от 13 августа 2020 года N 02-8661/20-1-ОКС об определении кадастровой стоимости в части, определяющей кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 03 августа 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Росрестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ---, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости в отношении указанного объекта недвижимости по состоянию на 03 августа 2020 года.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 18 августа 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту от 13 августа 2020 года N 02-8661/20-1-ОКС в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 546 008 443, 46 рублей.
Обязать Управление Росреестра по Москве исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 546 008 443, 46 рублей по состоянию на 03 августа 2020 года, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 18 августа 2020 года на основании Акта от 13 августа 2020 года N 02-8661/20-1-ОКС, и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, установленной решением Московского городского суда от 11 сентября 2019 года по делу N --- в размере 401 201 257 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.