Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Фриденберга А.В. по доверенности фио на постановление судьи Тимирязевского районного суда адрес от 13 июля 2021 года, которым генеральный директор ООО "711.ру" Фриденберг ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, установил:
12 мая 2021 года заместителем начальника отдела контроля и надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении генерального директора ООО "711.ру" Фриденберга А.В. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности направлен в Тимирязевский районный суд адрес, судьей которого 13 июля 2021 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данный судебный акт обжалует защитник должностного лица общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина Фриденберга А.В. во вмененном ему административном правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует состав правонарушения по ст.17.7 КоАП РФ; должностным лицом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срока предоставления запрашиваемых сведений и документов по уважительным причинам; все запрашиваемые должностным лицом административного органа сведения и документы были предоставлены, на их основании 12 мая 2021 года было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.12 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества; показания допрошенных судом первой инстанции свидетелей являются противоречивыми, в связи с чем их нельзя признать достоверными и допустимыми; в рамках рассматриваемого дела имеют место быть нарушения требований ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств дела; имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебное заседание Московского городского суда Фриденберг А.В, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в поданной жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения представителя административного органа, оснований к отмене или изменению оспариваемого постановления не имеется в связи со следующим.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от двух тысяч до сумма прописью либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания диспозиции приведенной нормы вытекает, что привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования, в данном случае должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, носит умышленный характер, то есть имеет место быть вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
На основании ст. 26.9 КоАП РФ, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Статьей 26.10 КоАП РФ определено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 00.01 час. 25 апреля 2021 года по адресу: адрес, генеральный директор ООО "711.ру" Фриденберг А.В. не выполнил в установленный ст.26.10 КоАП РФ трехдневный срок со дня получения требования осуществляющего производство по делу об административном правонарушении должностного лица отдела контроля и надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 14 апреля 2021 года о предоставлении по указанному в определении почтовому адресу и по адресу электронной почты в течение трех суток со дня получения копии данного определения документы о наличии между.., необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении генерального директора ООО "711.ру" Фриденберга А.В. по ч.1 ст.7.12 КоАП РФ, полученное последним 21 апреля 2020 года, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "711.ру" Фриденбергом А.В. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе, обращением фио о принятии мер в отношении ООО "711.ру" в связи с нарушением авторских прав; определением должностного лица отдела контроля и надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "711.ру" Фриденберга А.В. по ч.1 ст.7.12 КоАП РФ и проведении административного расследования; определением от 14 апреля 2021 года об истребовании сведений и документов, которыми располагает ООО "711.ру" по указанному в определении почтовому адресу и по адресу электронной почты в течение трех суток со дня получения копии данного определения, а именно: документы о наличии между... ; отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N80092759355599, распечатанного с официального сайта адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно которому определение об истребований сведений от 14 апреля 2021 года вручено адресату 21 апреля 2021 года; карточкой входящего документа N.., из которой видно, что запрашиваемые сведения от ООО "711.ру" в Управление Роскомнадзора поступили 29 апреля 2021 года посредством электронной почты; письмом ООО "711.ру" от 28 апреля 2021 года о предоставлении запрашиваемой информации; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "711.ру", в соответствии с которой, генеральным директором данного общества является Фриденберг А.В.; свидетельством о государственной аккредитации; определением об отказе в отсрочке предоставления запрашиваемых сведений; протоколом об административном правонарушении от 12 мая 2021 года в отношении генерального директора ООО "711.ру" Фриденберга А.В, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7
КоАП РФ, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие указанного должностного лица общества, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, копия которого для сведения также направлена в его адрес, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, протокол содержит.
Данные доказательства получены в рамках выполнения своих должностных обязанностей должностным лицом отдела контроля и надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, не доверять которым оснований не имеется.
Кроме того, совокупность исследованных судьей районного суда доказательств согласуется с показаниями допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля заместителя начальника отдела контроля и надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу фио, из которых следует, что копии определения об истребовании сведений и документов от 14 апреля 2021 года были направлены им по адресу места жительства Фриденберга А.В, по которому состоялась неудачная попытка вручения, и по месту исполнения им трудовых обязанностей, которым является место нахождения ООО "711.ру", по которому данное определение было получено 21 апреля 2021 года, письменное ходатайство о продлении срока предоставления запрашиваемых сведений и документов от Фриденберга А.В. в административный орган не поступало, с таким ходатайством обратилось лишь юридическое лицо ООО "711.ру", и в его удовлетворении было отказано, о чем вынесено определение, в действиях последнего содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение в действиях должностного лица общества, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности данного свидетеля в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора им заявителя не установлено, с ним они ранее знакомы не были, а исполнение им своих должностных обязанностей само по себе не может ставить под сомнения его действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные ссылки в жалобе на то, что показания допрошенных судом первой инстанции свидетелей являются противоречивыми, в связи с чем их нельзя признать достоверными и допустимыми.
Утверждения в жалобе о том, что должностным лицом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о продлении срока предоставления запрашиваемых сведений и документов по уважительным причинам, не могут повлиять на законность оспариваемого судебного акта, поскольку материалы дела не содержат письменного ходатайства привлекаемого к административной ответственности Фриденберга А.В. о продлении срока предоставления запрашиваемых сведений и документов, а обратного не представлено.
В рамках рассматриваемого дела не имеет правового значения то обстоятельство, что 12 мая 2021 года на основании представленных должностному лицу административного органа сведениях и документах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.12 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества было прекращено, как на то ссылается сторона защиты, поскольку объективная сторона вмененного должностному лицу общества правонарушения заключается в умышленном невыполнении в установленный срок законных требований должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, характеризуется умышленным невыполнением, в том числе, законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; состав является формальным, наличие правонарушения определяется независимо от наступления вредных последствий.
Объектом правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Также следует отметить, что ч. 1 ст. 26.10 КоАП РФ не предусматривает возможности не предоставления указанных сведений по усмотрению организации, исходя из субъективной оценки их действительной необходимости для разрешения конкретного дела, устанавливая обязанность при невозможности представления истребованных сведений в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Установив, что генеральный директор ООО "711.ру" Фриденберг А.В. в установленный трехдневный срок со дня получения определения о предоставлении сведений и документов умышленно не выполнил законные требования должностного лица отдела контроля и надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, осуществляющего производство по административному делу в отношении того же должностного лица по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, законность полученного определения об истребовании сведений и документов от 14 апреля 2021 года и факт его получения - 21 апреля 2021 года Фриденберг А.В. не оспаривал, доказательств отсутствия у него возможности выполнить требования указанного определения должностного лица, или наличие обстоятельств, препятствующих их выполнению, также как и доказательства незаконных действий должностного лица, не представлено, в удовлетворении ходатайства о продлении срока предоставления сведений и документов было отказано, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях вышеназванного должностного лица общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
При этом, факт получения 21 апреля 2021 года определения должностного лица административного органа об истребовании сведений и документов, поступления данных сведений в административный орган 29 апреля 2021 года стороной защиты не отрицался.
По смыслу статьи 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Фриденберг А.В, будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по текущему руководству деятельностью общества, контролю за исполнением работниками общества своих должностных обязанностей, в том числе по исполнению требований должностных лиц, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, принятия всех зависящих от него мер по соблюдению норм административного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако свои обязанности не выполнил, что свидетельствует о его вине.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, с разъяснениями абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что правоотношения в данном случае возникают в сфере надзорных функций и свидетельствуют о высокой степени их общественной опасности, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении должностного лица общества к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований закона, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "711.ру" Фриденберга А.В, ввиду малозначительности административного правонарушения, как об этом просит автор жалобы, в данном случае не имеется.
Судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, конкретных обстоятельств дела, тяжести административного правонарушения, имущественного положения виновного лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, в рамках рассматриваемого дела не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на должностное лицо общества административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, заявитель не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания, с учетом имущественного положения, в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы законности и презумпции невиновности, порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого судебного акта по настоящему делу, в том числе, по доводам поданной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Тимирязевского районного суда адрес от 13 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "711.ру" Фриденберга... оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.