Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио на решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 26 апреля 2021 года, которым
постановление 18810377206800015171 инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении фио отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, установил:
постановлением 18810377206800015171 инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 10 марта 2020 года фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма за то, что 05 марта 2020 года в 09 часов 31 минуту по адресу: адрес, фио управлял транспортным средством марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, не имея при себе регистрационный документов на транспортное средство (свидетельства о регистрации транспортного средства), нарушив пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением фио обратился с жалобой в Хорошевский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио, ставиться вопрос об отмене решения судьи Хорошевского районного суда адрес от 26 апреля 2021 года. В обоснование доводов жалобы указал на то, что в действиях фио содержаться состав и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как 05 марта 2020 года фио управлял транспортным средством, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство (свидетельство о регистрации транспортного средства). При этом, 03 февраля 2020 года была прекращена регистрация транспортного средства в связи с наличием сведений о смерти 29 ноября 2018 года физического лица фио, являющейся владельцем транспортного средства, а также имелась информация о розыске спецпродукции транспортного средства, инициированная подразделением Госавтоинспекции адрес (код 1140).
В судебное заседание фио не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом (почтовый идентификатор 12546862908283), в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в его отсутствие.
Допрошенный в настоящем судебном заседании инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД лейтенант полиции фио, предупрежденный об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в порядке статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по обстоятельствам дела пояснил, что 05 марта 2020 года поступила сообщение из информационного центра "Рига" о том, что по адресу: адрес движется автомобиль марки марка автомобиля, 2012 года выпуска, регистрационный знак ТС, у которого регистрационное действие прекращено. При остановке транспортного средства у водителя фио, при проверки документов, отсутствовало свидетельство о регистрации ТС, в связи с чем, им (фио) было выявлено в действиях водителя нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и составлен протокол об административном правонарушении. При проверке по информационным ресурсам Госавтоинспекции было установлено, что регистрационный знак ТС и паспорт транспортного средства числились в розыске, в следствии чего, им (фио) в соответствии со статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было принято решение об изъятии спецпродукции, а именно, государственные регистрационные знаки и паспорт транспортного средства, о чем составлен соответствующий протокол изъятия. Также водитель фио был отстранен от управления транспортным средством, а автомобиль был задержан и помещен на спецстоянку, о чем были составлены соответствующие протоколы и акт. Водитель фио предъявил ему (фио) только водительское удостоверение и паспорт транспортного средства, последнее не является регистрационным документом на транспортное средство. Также просил учесть, что согласно карточки учета похищенных (утраченных) документов, регистрационных знаков и спецпродукции инициатором розыска являлось подразделение Госавтоинспекции адрес (код 1140).
Инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД капитан полиции фио, предупрежденный об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в порядке статьи 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу на решение судьи поддержал. По обстоятельствам дела пояснил, что к нему на рассмотрение поступил протокол об административном правонарушении и материал на водителя фио, при рассмотрении которого им установлено, что у фио при остановке транспортного средства и проверке документов отсутствовало свидетельство о регистрации транспортного средства. Также им установлено, что 03 февраля 2020 года прекращена регистрация транспортного средства, в связи с наличием сведений о смерти 29 ноября 2018 года физического лица фио, являющейся владельцем транспортного средства. В этой связи, в действиях водителя фио усматривались признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав также дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 ноября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения Российской Федерации) водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство.
В соответствии с часть 2 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регистрационными документами являются: 1) свидетельство о регистрации транспортного средства; 2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе свидетельств регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Как следует из жалобы фио (л.д. 2) им были представлены документы на автомобиль, которые у него были при себе, при этом фио в жалобе не причисляет какие документы у него при остановке при себе имелись.
Из протокола об административном правонарушении в соответствующие графе объяснений фио указал, что у него изъят паспорт транспортного средства и номера (л.д. 46).
Согласно протокола об изъятии вещей и документов у фио 05 марта 2020 года изъяты регистрационный знак ТС в количестве 2 штук, паспорт транспортного средства 50 ОУ 160393 (л.д. 49).
Судьей Хорошевского районного суда адрес приняты в обоснование выводов о невиновности фио, представленные им при рассмотрении дела в суде дополнительные документы на транспортное средство, а именно, договор купли-продажи ТС от 17 мая 2018 года, свидетельство о смерти фио, умершей 29 ноября 2018 года, недействительная доверенность 50 АБ 0717907, выданная от 13 апреля 2018 года фио на право управление транспортного средства.
Вместе с тем, из дела следует, что согласно карточки учета транспортного средства 03 февраля 2020 года прекращена регистрация транспортного средства марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС в связи с наличием сведений о смерти физического лица фио, являющейся владельцем транспортного средства (л.д. 43).
Также из этой карточки учета следует, что спецпродукция транспортного средства с регистрационный знак ТС числится похищенной (утраченной), инициатором которой являлось подразделение Госавтоинспекции адрес (код 1140) (л.д. 43).
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона т 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 N 1090 О Правилах дорожного движения "О Правилах дорожного движения" механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Согласи статьи 5 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 указанного Федерального закона 03 августа 2018 года N 283-ФЗ государственный учет транспортного средства прекращается при наличии сведений о смерти владельца транспортного средства.
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 Указания МВД России от 12 марта 2020 года N 1/2673 "Об исключении из учета движения ТС" принадлежащих умершим и государственный учет которых прекращен" (указание действует до 31 декабря 2021 года) после остановки транспортных средств, государственный учет которых прекращен изымаются государственные регистрационные знаки и регистрационные документы-свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта и технические талоны транспортных средств (далее - спецпродукция), включенные в розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции, с составлением протокола об изъятии вещей и документов".
В силу статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 7) задержание транспортного средства; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временный запрет деятельности; 11) залог за арестованное судно; 12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.
В этой связи, отсутствие у водителя фио при управлении транспортным средством свидетельства о регистрации транспортного средства, с учетом того, что прекращена регистрация транспортного средства, указывает на то, что вывод судьи Хорошевского районного суда адрес об отсутствии в действиях фио административного правонарушения, являлся необоснованным.
Также необходимо отметить, что принятые инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД про адрес ГУ МВД России по адрес фио обеспечительные меры по задержанию и перемещению транспортного средства на специализированную стоянку были основаны на статье 27.1 и выполнены в порядке статей 27.12, 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 26 апреля 2021 года требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отвечает и подлежит отмене.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения фио к административной ответственности истек, то постановление 18810377206800015171 инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 10 марта 2020 года, решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, а производство делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П " По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан фио и фио", указано, что как следует из статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных. Поскольку административные правонарушения, которые в отличие от преступлений, влекущих наступление уголовной ответственности, представляют собой меньшую общественную опасность и, по общему правилу, влекут менее строгие меры административной ответственности, имеют для граждан не столь значительные негативные последствия, федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности и административной процедуры (статья 72 (пункт "к" части 1)) Конституции Российской Федерации), вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений.
Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей адрес для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление 18810377206800015171 инспектора ДПС 5 ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по адрес от 10 марта 2020 года и решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении фио - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.