Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ Ачасова О.Б. на постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России N 28/04/7.32-887/2020 от 19.10.2020, решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 10.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.1 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ Ачасова Олега Борисовича, УСТАНОВИЛ:
05.10.2020 заместителем военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона в отношении начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны Российской Федерации Ачасова О.Б. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Материалы административного производства переданы на рассмотрение в Управление контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России.
Постановлением заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России N 28/04/7.32-887/2020 от 19.10.2020 начальник ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ Ачасов О.Б. привлечен к административной ответственности по ч.4.1 ст. 7.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 10.06.2021 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, Ачасов О.Б. ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Ачасов О.Б. и его защитник Сафонова Т.Ю. доводы жалоб поддержали.
Допрошенный в качестве свидетеля представитель Федеральной антимонопольной службы России фио, предупрежденный судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагал вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Прокурор Бугаенко А.А. в судебном заседании дал заключение о законности принятых административным органом и судом административных актов, просил оставить их без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Ачасова О.Б. и его защитника, заключение прокурора, оснований для отмены состоявшихся по делу административных актов не нахожу.
Частью 4.1 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из оспариваемого постановления, между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны Российской Федерации в целях выполнения государственного оборонного заказа 25.04.2018 заключен государственный контракт N6746 на выполнение научно-исследовательской работы "Люнда" для нужд Минобороны России в 2018-2019 годах.
Пунктом 2.2 Контракта срок выполнения второго этапа работ установлен с 11.11.2018 по 10.11.2019.
Министерство обороны Российской Федерации 31.10.2019 подписало с ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России дополнительное соглашение N1 к Контракту.
Пунктом 1 Дополнительного соглашения срок выполнения второго этапа работ изменен. При этом сторонами установлен следующий срок: "с 11 ноября 2018 г. по 30 ноября 2019 г.".
В соответствии с пунктом 1 частью 2 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ? ГК РФ) условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение являются существенными.
Таким образом, условия Контракта, согласованные сторонами при его заключении, являются существенными.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для изменения существенных условий контракта по соглашению сторон при его исполнении.
Вместе с тем возможность изменения сроков выполнения этапов работ по Контракту не предусмотрена частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Ачасов О.Б, являющийся руководителем ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны Российской Федерации, в нарушение требований части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России заключил дополнительное соглашение к контракту, которым изменены существенные условия контракта в части срока выполнения этапа работ по контракту.
В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, действия начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России Ачасова О.Б, допустившего нарушение требований части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, правомерно квалифицированы по ч. 4.1 статьи 7.32 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Ачасова О.Б. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным 05.10.2020 заместителем военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона; копией госконтракта; доп.соглашением N 1 от 31.10.2019; выпиской из приказа Министра обороны РФ от 15.02.2018 о назначении Ачасова О.Б. на должность; письменным объяснением фио; письмом начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России Ачасова О.Б. на имя начальника Управления перспективных межвидовых исследований и спецпроектов от 27.09.2019; письмом генерального директора АО "НИИ ТП" от 23.09.2019 об изменении сроков исполнения СЧ НИР; докладной начальника управления перспективных межвидовых исследований на имя Зам. Министра обороны РФ от 17.09.2019;
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России Ачасова О.Б. правильно квалифицированы по ч. 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ, т.к. он, являясь должностным лицом, в нарушение требований части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России заключил дополнительное соглашение к контракту, которым изменены существенные условия контракта в части срока выполнения этапа работ по контракту.
Выводы судьи о виновности Ачасова О.Б. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что начальником ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России Ачасовым О.Б. приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, в т.ч. вины, поскольку заключение дополнительного соглашения о переносе сроков выполнения второго этапа работ по контракту было вызвано крайней необходимостью, так как проведение испытаний могло привести к человеческим жертвам и повреждению имущества, а также о том, что допсоглашение было подписано в соответствии с приказом вышестоящего должностного лица Министерства обороны Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с п.33 Устава ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России начальник Учреждения, назначаемый на должность приказом Министра обороны РФ, несет персональную ответственность за деятельность учреждения, совершает от имени учреждения все сделки и иные юридически значимые действия.
Руководитель учреждения действует на основе принципов единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Взаимодействия руководителя Учреждения и работников регулируются общевоинскими уставами Вооруженных сил РФ и Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии со ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Анализ вышеперечисленных положений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, гражданского законодательства и положений Устава Учреждения, позволяет прийти к выводу о том, что начальник ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России в случае невозможности проведения испытаний в рамках второго этапа работ по объективным причинам, независящим от Учреждения, вправе был отказаться от проведения таких испытаний.
Данный вывод суд мотивирует тем, что в материалах дела имеются письменные доказательства, в т.ч. переписка с АО "НИИ ТП", из которой следует, что причиной срыва оговоренных в Контракте сроков 2 этапа работ и в конечном итоге испытаний, явились действия контрагентов - АО "НИИ ТП" и ПАО "Туполев", которые своевременно не подготовили авиатехнику к испытаниям.
Вместе с тем ФГБУ "46 ЦНИИ" Минобороны России в нарушение требований законодательства, заключило с заказчиком дополнительное соглашение к контракту, которым изменены существенные условия контракта в части срока выполнения этапа работ по контракту.
В данном случае действия начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ Ачасова О.Б. по заключению с заказчиком дополнительного соглашения к контракту, которым изменены существенные условия контракта в части срока выполнения этапа работ по контракту, не могут являться действиями в состоянии крайней необходимости, поскольку устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, могло быть осуществлено иными средствами, в т.ч. путем отказа ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ о проведения военно-технического летного эксперимента на борту самолета ТУ-160 в связи с неготовностью оборудования, переноса этого эксперимента на другую дату без заключения вышеназванного дополнительного соглашения к Контракту.
Данный вывод подтверждается также тем, что в целом госконтракт исполнен ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ в срок и без замечаний.
Доказательств тому, что начальник ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ Ачасов О.Б, подписывая дополнительное соглашение к Контракту, исполнял приказ вышестоящего воинского начальника, в деле нет.
В жалобе Ачасова О.Б. не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей районного суда при рассмотрении дела.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных должностным лицом административного органа и судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности заявителя в совершении вмененного правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности Ачасова О.Б. вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Ачасову О.Б. в пределах санкции ч.4.1 ст.7.32 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, и является справедливым.
Руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России N 28/04/7.32-887/2020 от 19.10.2020 и решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 10.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.1 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника ФГБУ "46 ЦНИИ" Министерства обороны РФ Ачасова Олега Борисовича, оставить без изменения, а жалобу Ачасова О.Б. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.