Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ИБТ" ** А.Ю. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы ** Д.В. N 0401-844/2020/ЮЗАО от 22 июля 2020 года, решение судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 КоАП г.Москвы об административных правонарушениях, в отношении ООО "ИБТ", УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы * Д.В. N 0401-844/2020/ЮЗАО от 24 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 15 октября 2020 года, ООО "ИБТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.
В настоящей жалобе защитник ООО "ИБТ" * А.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения, поскольку работы велись не н6а территории жилой застройки, при измерении уровня шума не учтены другие источники шума.
В судебном заседании защитник ООО "ИБТ" по доверенности * Д.Х. доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, нахожу постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению в связи со следующим.
В силу ст. 4.46 КоАП г. Москвы (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. При планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий (часть 2). Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий (часть 3).
Согласно ст. 2 Закона г. Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москвы" (далее - Закон г. Москвы от 12 июля 2002 года N 42) к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся в том числе: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время.
Согласно п.2.5.15 Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" (далее - Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП), при выполнении работ в ночное время суток необходимо: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к месту производства работ; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (далее - СН 2.2.4/2.1.8.562-96) установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В п.9 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определены допустимые уровни звука в период с 7 до 23 часов на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам.
Как усматривается из материалов настоящего дела, на основании договора от 25 апреля 2017 года N **, заключенного между АО "**" (заказчик-генподрядчик) и ООО "ИБТ" (подрядчик), и в соответствии с ордером от 05 апреля 2019 года N * подрядчиком выполняется комплекс строительно-монтажных работ по строительству перегонных тоннелей, станционных комплексов и притоннельных сооружений линии Московского метрополитена: "**".
15 января 2020 года в период с 03 ч. 25 мин. до 03 ч. 55 мин. аккредитованной испытательной лабораторией ГПБУ "**" (аттестат аккредитации **) проведены измерения уровней шума на территории, прилегающей к жилому дому по адресу: г. Москва, ул. **
При выезде лаборатории установлено, что в непосредственной близости от указанного жилого дома ведутся работы на объект "Строительство Третьего пересадочного контура Московского метрополитена от ст. **".
В период проведения измерений на территории строительной площадки велись работы с использованием 2-х автокранов, осуществляющих выемку грунта, проезд транспортных средств по Севастопольскому просп, единичный проезд транспортных средств по ул. Каховка.
По результатам проведенных измерений на жилой территории выявлено превышение норматива допустимого уровня шума на ** по эквивалентному и на *по максимальному уровням звука в контрольной точке N 1, обусловленное производством работ на территории строительной площадки, расположенной между **.
Действия ООО "ИБТ" квалифицированы по ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от 02 июля 2020 года ** составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; протоколом измерений уровней шума от 06 февраля 2020 года; фотографиями, на которых запечатлен факт осуществления строительных работ; уставом Общества; выпиской из ЕГРЮЛ; копией договора от 25 апреля 2017 года N **; копией общего журнала работ; ордером (разрешением) на проведение земляных работ, установку ограждений, размещение временных объектов от 05 апреля 2019 года N *; графиком на производство земляных работ, установку и содержание временных ограждений, а также иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что обществом предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица административного органа и решением судьи районного суда, не является основанием к отмене обжалуемых актов, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Общества по делу не усматривается, должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы были установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава указанного административного правонарушения, что отражено в составленных им процессуальных документах.
Доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
При этом в протоколе измерения уровней шума содержится однозначный вывод о том, что превышения уровня шума обусловлены производством работ на территории строительной площадки.
Оснований считать, что измерения шума произведены с нарушениями у суда не имелось.
Довод о том, что на работы производятся не на территории жилой застройки не освобождает общество от ответственности, поскольку именно в результате действий общества имеет место превышение уровня шума на территории, непосредственно, прилегающей к жилому дому.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении ООО "ИБТ" административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г.Москвы, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 4.46 КоАП г.Москвы, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ИБТ" к административной ответственности, вопреки доводу жалобы, не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы * Д.В. N 0401-844/2020/ЮЗАО от 22 июля 2020 года, решение судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 КоАП г.Москвы об административных правонарушениях, в отношении ООО "ИБТ", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Моско вского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.