Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Алькор и Ко" на постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 30 июня 2021 года, которым ООО "Алькор и Ко" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ
29 апреля 2021 года главным специалистом управы адрес в отношении ООО "Алькор и Ко" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Алькор и Ко" фио просит судебное постановление отменить и прекратить производство по делу, указывая, что ООО "Алькор и Ко" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на обеспечение реализации исполнения предусмотренных п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" обязанностей, доказательств обслуживания посетителей магазина без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук отсутствуют; протокол осмотра является недопустимым доказательством, поскольку составлен в отсутствие правомочного представителя юридического лица, не содержит сведений, необходимых для разрешения дела, видеозапись также не является допустимым доказательством, поскольку не является непрерывной; судом не исследован вопрос о малозначительности правонарушения; административное наказание в виде административного штрафа является чрезмерным и несоразмерным содеянному.
В судебном заседании защитник ООО "Алькор и Ко" фио жалобу поддержала.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на адрес, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подпунктом "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, организации обязаны, в том числе приостанавливать свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях (пп. "д" п. 6 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. "б" п. 6 ст.4.1, п.п. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории адрес введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также установлены дополнительные правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории адрес.
В соответствии с п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Как установлено судьей и следует из материалов дела, 01 апреля 2021 года в 12 часов 58 минут должностным лицом Управы адрес в ходе проведения обследования в помещении магазина "Лэтуаль", расположенного по адресу: адрес, выявлено несоблюдение ООО "Алькор и Ко" требований п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившееся в том, что Общество допустило нахождение в помещении, в котором осуществляется торговая деятельность, сотрудников магазина, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).
Действия ООО "Алькор и Ко" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Алькор и Ко" в совершении административного правонарушения подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом осмотра; протоколом об административном правонарушении; видеоматериалом, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
Доказательства оформлены должностными лицами управы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения при обеспечении соблюдения в адрес режима повышенной готовности, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Довод жалобы о допущенных должностным лицом управы нарушениях при осмотре помещения, в частности, его проведение в отсутствие представителя Общества нельзя признать состоятельным.
В данном случае должностным лицом управы осмотр помещения магазина "Лэтуаль", как мера обеспечения производства по делу, не проводился.
Фактически составленный должностным лицом протокол осмотра помещения представляет собой документ, в котором зафиксировано выявленное в результате непосредственного обнаружения нарушение.
Указанное согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ о том, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Учитывая, что документальное оформление выявленного при непосредственном обнаружении нарушения должностным лицом никак не регламентировано ни внутренними нормативными документами Управы, ни КоАП РФ, оформление выявления признаков правонарушения в виде протокола осмотра не свидетельствует о том, что в отношении Общества применялась соответствующая мера обеспечения производства по делу.
Таким образом, соблюдение требований ст. 27.8 КоАП РФ, в том числе участие представителя юридического лица, не требовалось.
Утверждение заявителя о недопустимости видеозаписи, которая не является непрерывной, является несостоятельным, поскольку из содержания совокупности вышеприведенных доказательств с достоверностью следует, что осмотр произведен главным специалистом управы адрес 01 апреля 2021 года в период времени с 12 часов 58 минут до 13 часов 37 минут по адресу: адрес, что согласуется с данными, указанными в протоколе об административном правонарушении и не отрицалось администратором фио, подписавшей протокол осмотра без замечаний.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не обеспечения Обществом соблюдения работниками торгового объекта режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук, в нарушение п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", судья районного суда правильно установил, что у ООО "Алькор и Ко" имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории адрес, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Довод жалобы о том, что Обществом были приняты все необходимые и зависящие от работодателя меры по обеспечению соблюдения юридическим лицом требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", не является основанием для освобождения ООО "Алькор и Ко" от административной ответственности, поскольку п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на организации, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, возложена обязанность обеспечить соблюдение работниками, в том числе, требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук. Между тем, обязанность осуществить меры, при которых будет исключена любая возможность нарушения установленных правил ООО "Алькор и Ко" не исполнена, должный контроль работодателя за соблюдением правил работниками осуществлен не был.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "Алькор и Ко" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
То обстоятельство, что приведенные выше положения Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в действовавшей на момент совершения правонарушения редакции) об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки) в помещениях, в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг, невыполнение которых вменено ООО "Алькор и Ко" по настоящему делу об административном правонарушении, на момент пересмотра дела утратили силу, в связи с изданием Указа Мэра Москвы от 30 июля 2021 года N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ", не является основанием для отмены постановления, с учетом установленного факта несоблюдения ООО "Алькор и Ко" требований п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившегося в том, что Общество допустило нахождение на рабочем месте работников магазина без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Довод заявителя о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вмененного ООО "Алькор и Ко" административного правонарушения малозначительным, не влечет удовлетворение жалобы.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественной безопасности; режим повышенной готовности был введен на территории адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создающей угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем не обеспечение ООО "Алькор и Ко" соблюдения работниками магазина требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания на рабочем месте указывает на высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Законных оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, вопреки доводу жалобы, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО "Алькор и Ко" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 30 июня 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Алькор и Ко" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.