Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Галайды Ю.С. на постановление заместителя начальника Московской таможни от 04 июля 2018 года N ..., на решение заместителя начальника Центральной оперативной таможни от 07 ноября 2018 года N ..., на решение судьи Никулинского районного суда адрес от 22 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.12 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Энерго-Транс" Галайды Ю.С., установил:
постановлением заместителя начальника Московской таможни от 04 июля 2019 года N... генеральный директор ООО "Энерго-Транс" Галайда Ю.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.12 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением заместителя начальника Центральной оперативной таможни от 07 ноября 2018 года N... данное постановление оставлено без изменения, жалоба Галайды Ю.С. - без удовлетворения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц административного органа, Галайда Ю.С. подал на них жалобу в Никулинский районный суд адрес, решением судьи которого от 22 июля 2020 года указанные акты должностных лиц таможенных органов оставлены без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд Галайда Ю.С. обжалует указанные постановление и решение должностных административного органа и решение судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина заявителя во вменяемом ему административном правонарушении не доказана, так как требования об оплате таможенных платежей им своевременно направлялись контрагентам, для которых приобретались плодово-овощные товары, также своевременно направлены таможенные декларации, застрахована деятельность общества банковской гарантией; при рассмотрении настоящего дела не учтено, что общество исполнило все свои обязательства перед Астраханской таможней путем раскрытия банковской гарантии, от действий общества и заявителя негативных последствий не наступило; имеются основания для отмены оспариваемых актов и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебное заседание Московского городского суда Галайда Ю.С, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Изучив материалы настоящего дела, проверив доводы поданной жалобы, оснований к отмене или изменению оспариваемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда не имеется, в связи со следующим.
Частью 1 статьи 16.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью.
Согласно статье 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции на момент совершения правонарушения), таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, а том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемой решением Комиссии Таможенного союза. Если таможенная декларация не зарегистрирована а таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.
Срок подачи таможенных деклараций, документов и сведений по обязательству в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза (выпуск товаров может, быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары) определен до 10 марта 2017 года.
В соответствии с абзацем 1 подпункта 1 и 3 пункта 2 статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и отношении этих товаров возникает у декларанта с даты такого выпуска и подлежит исполнению до истечения срока, указанного в пп.2 п.1 ст. 197 адрес кодекса Таможенного союза (не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров). При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующего на день регистрации таможенной декларации.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, 12 февраля 2017 года на Советский таможенный адрес таможни ООО "Энерго-Транс", включенное в реестр уполномоченных экономических операторов, свидетельство от 25 ноября 2016 года N.., находящимся по адресу: адрес, в письменной форме подано обязательство N... о подаче таможенному органу в данном случае не позднее 10 марта 2017 года декларации на товар "томаты свежие", поступивший из адрес в рамках внешнеэкономического контракта, и о представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, с учетом работы Советского таможенного адрес таможни в соответствии с приказом от 10 февраля 2017 года N 127, утвердившего служебный распорядок работы таможенного органа в пятницу до 16 часов 15 минут, вместе с тем, таможенная декларация на указанный товар при выпуске товара до подачи таможенной декларации, в нарушение требований статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, генеральным директором ООО "Энерго-Транс" Галайда Ю.С. на Советский таможенный адрес таможни направлена в электронном виде в нерабочее время таможенного органа и на компьютерный сервер поступила в 18.23.47 час. 10 марта 2017 года, по истечении установленного срока, необходимые документы и сведения, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, не представлены, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.12 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "Энерго-Транс" Галайдой Ю.С. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются представленными в материалы дела и исследованными судьей районного суда доказательствами, в том числе, копией внешнеэкономического контракта с адрес; заключенным между Астраханской таможней и ООО "Энерго-Транс" соглашением от 12 августа 2016 года; обязательством о подаче таможенной декларации и предоставлении необходимых документов и сведений на быстропортящийся товар "томаты свежие"; приказом N 127 от 10 февраля 2017 года об утверждении служебного распорядка Астраханской таможни; копией свидетельства о включении ООО "Энерго-Транс" в реестр уполномоченных экономических операторов; товаросопроводительными документами; докладной запиской должностного лица Советского таможенного адрес таможни о выявлении административного правонарушения; Уставом ООО "Энерго-Транс", согласно которому единоличным исполнительным органом является генеральный директор, который избирается общим собранием участников общества сроком на 5 лет; протоколом N1 внеочередного общего собрания участников общества от 31 августа 2015 года, которым генеральным директором вышеназванного общества избран Галайда Ю.С.; копией приказа N2 от 14 февраля 2018 года о назначении генеральным директором ООО "Энерго-Транс" Галайды Ю.С.; копией свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; протоколом об административном правонарушении от 05 марта 2018 года в отношении генерального директора ООО "Энерго-Транс" Галайды Ю.С, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.12 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется привлекаемому к административной ответственности должностному лицу, при этом, права последнего соблюдены, протокол составлен в отсутствие указанного должностного лица, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, что подтверждено документально
и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, также содержит подпись должностного лица, его составившего.
Перечисленные выше доказательства оформлены должностными лицами таможенных органов в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.12 КоАП РФ образует несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации.
На основании пункта 7 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В силу ч.5 ст.180 адрес кодекса Таможенного союза, таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 08 декабря 2010 года утверждена Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, пунктами 2 и 3 которой определено, что таможенная декларация в виде электронного документа предоставляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
Приказом ФТС России от 12 декабря 2011 года N2400 утвержден Порядок фиксирования даты и времени подачи таможенной декларации на товары, согласно которому, в случае поступления таможенной декларации в электронной форме, в электронную систему таможенных органов вне рабочего времени, фиксирование даты и времени подачи такой декларации осуществляется незамедлительно с момента возобновления работы этого таможенного органа. Фиксирование даты и времени подачи таможенной декларации, подаваемой в письменной или в электронной формах, осуществляется с использованием программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, с автоматическим присвоением порядковых номеров.
В пункте 2.5 заключенного между Астраханской таможней и ООО "Энерго-Транс" соглашения от 12 августа 2016 года, зафиксирован утвержденный приказом N127 от 10 февраля 2017 года распорядок работы Советского таможенного адрес таможни в пятницу до 16.15 час.
Установив, что Галайда Ю.С, будучи генеральным директором ООО "Энерго-Транс", таможенную декларацию на товары при выпуске товаров до подачи таможенной декларации на Советский таможенный адрес таможни подал в электронном виде с нарушением установленного в обязательстве срока - не позднее 10 марта 2017 года, а именно: в 18.23.47 час. 10 марта 2017 года, после завершения рабочего дня таможенного органа в пятницу, в нерабочее время, и не представил необходимые документы и сведения, содержащие сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, что является нарушением положений статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях данного должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.12 КоАП РФ.
Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, не могут повлиять на квалификацию действий заявителя по ст.16.22 КоАП РФ и явиться основанием для освобождения его от административной ответственности.
По смыслу ст.2.4 КоАП РФ и примечания к данной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 14 Постановления Пленума N 18 от 24 октября 2006 года, должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Также в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в соответствии с ч. 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Статьей 40 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что в качестве единоличного исполнительного органа может выступать физическое лицо. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливаются уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
Галайда Ю.С, являясь в соответствии с протоколом N1 внеочередного общего собрания участников общества от 31 августа 2015 года, приказом N2 от 14 февраля 2018 года, руководителем организации - профессиональным участником таможенных правоотношений, предпринимательская деятельность которого подразумевает возможные риски совершения либо не совершения тех или иных действий, его единоличным исполнительным органом, на который возложена обязанность, в том числе, по соблюдению сроков подачи таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не проявил ту должную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется от декларанта товара и лица, ответственного за финансовое урегулирование, в целях соблюдения требований положений статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Постановление от 04 июля 2019 года N.., которым генеральный директор ООО "Энерго-Транс" Галайда Ю.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.12 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию, содержит подробное описание события совершенного правонарушения, вынесено уполномоченным на то должным лицом - заместителем начальника Московской таможни, с соблюдением положений ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, а также установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дела срока давности привлечения к административной ответственности, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в отсутствие Галайды Ю.С. и его защитника, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, копия постановления для сведения направлена по адресу постоянной регистрации по месту жительства привлекаемого к ответственности должностного лица, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения 07 ноября 2018 года жалобы по настоящему делу об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем начальника Центральной оперативной таможни соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как в данном случае выявленное нарушение срока подачи таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации посягало на установленный порядок осуществления таможенного контроля за ввозимыми на таможенную адрес экономического союза товарами, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, что создало угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований для признания правонарушения малозначительным и прекращения производства на основании ст.2.9 КоАП РФ, как о том просит автор жалобы, по делу не имеется.
Сама по себе незначительность просрочки подачи таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, на которую ссылается сторона защиты, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица общества в его совершении, не установлено и данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о ее заинтересованности в его исходе по основаниям, предусмотренным ст.29.2 КоАП РФ.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом положений пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.16.12 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности виновного, степени общественной опасности, характера совершенного противоправного деяния, объектом которого являются общественные отношения, связанные с соблюдением установленного порядка таможенного декларирования товаров, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
В случае невозможности уплаты административного штрафа заявитель не лишен возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением, с учетом своего имущественного положения, в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемых актов должностных лиц таможенных органов и судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника Московской таможни от 04 июля 2018 года N.., решение заместителя начальника Центральной оперативной таможни от 07 ноября 2018 года N.., решение судьи Никулинского районного суда адрес от 22 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.12 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Энерго-Транс" Галайды Ю.С. оставить без изменения, жалобу Галайды Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.