Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" Дворецкого И.Б. на постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Герасимовой С.Ю. *** от 07 августа 2020 года, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 29 декабря 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении ООО "Очаковский комбинат ЖБИ"
установил:
26 июня 2020 г. старшим государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды в отношении ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Герасимовой СЮ. N *** от 07 августа 2020 года, ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 07 сентября 2020 г. дело направлено для рассмотрения в Никулинский районный суд г. Москвы, которым постановлено вышеуказанное постановление.
С постановлением должностного лица и решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы не согласился директор ООО "Очаковский комбинат ЖБИ", который обжаловал его в Московский городской суд, просил постановление должностного лица и решение отменить, а производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание Московского городского суда директор ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, направил защитника.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" Степанова И.В, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом (ст. 23 названного выше Федерального закона).
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта г, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (ч. 3).
Как усматривается из материалов административного дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Очаковский "ЖБИ" установлено, что Общество, осуществляющее деятельность по адресу: г. Москва, ***, где допустило невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, 02.03.2019 в 00 ч. 01 мин. допустило невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (в части выбросов загрязняющих веществ при эксплуатации объекта негативного воздействия по адресу, ***), что является нарушением требований и. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 32 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Действия ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ.
Вина ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" в совершении указанного правонарушения подтверждается собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами: поручением, предписанием, протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении проверки, уведомлением, актом результатов проверки, платежным поручением, полученным административным материалом, и иными материалами дела, которые получены в строгом соответствии с действующим законодательством, отвечают требования относимости и допустимости, в связи с чем, не доверять этим доказательствам у суда оснований не имеется.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, образуют действия по неоплате в установленный срок денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду.
Выявив факт неисполнения данной обязанности ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 41 КоАП РФ.
В основу постановления положены доказательства, добытые с соблюдением закона. Фактические обстоятельства установлены верно.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могли быть истолкованы в пользу ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" судом не усматривается.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Вопреки доводам жалобы юридически значимые обстоятельства дела определены судом верно.
Нормы материального права применены правильно.
Собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку.
Ходатайство о проведении экспертизы при рассмотрении дела стороной защиты не заявлялось. Экспертное заключение в предмет доказывания по ст. 8.41 КоАП РФ не входит.
При этом учитываю, что подпунктом "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской 1 Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При этом при определении подсудности необходимо учитывать закрепленные в статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Как следует из оспариваемого постановления, правонарушение совершено в форме
бездействия.
В силу ч.2 ст.54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Местом нахождения юридического лица является: г. Москва, ***. При таких обстоятельствах дело правомерно рассмотрено Никулинским районным судом г. Москвы.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности при производстве по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется, в жалобе не представлено.
Руководствуясь ст. 30.6 - ст. 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Герасимовой С.Ю. N ***от 07 августа 2020 года, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 29 декабря 2020 г, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении ООО "Очаковский комбинат ЖБИ" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.