Судья Московского городского суда Моргасов М.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Министра Правительства Москвы, начальника Главного контрольного управления города Москвы Данчикова Е.А. на решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 08 октября 2020 года, которым постановление заместителя начальника Управления контроля в сфере градостроительной политики, строительства и культурного наследия, дорожного строительства и дорожно-транспортной инфраструктуры Главного контрольного управления города Москвы от 10 мая 2020 года N *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 3.18.1 КоАП города Москвы в отношении Бархударовой *** отменено, производство по делу прекращено, установил:
постановлением заместителя начальника Управления контроля в сфере градостроительной политики, строительства и культурного наследия, дорожного строительства и дорожно-транспортной инфраструктуры Главного контрольного управления города Москвы Игнаткина Д.Н. от 10 мая 2020 года N *** Бархударова Н.Ч.к. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.18.1 КоАП города Москвы, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица ГКУ города Москвы, Бархударова Н.Ч.к. подала на него жалобу в Симоновский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 08 октября 2020 года данный акт отменен, производство по делу прекращено, на основании пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящее время в Московский городской суд Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Данчиков Е.А. обжалует решение судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда являются необоснованными, сделанными на неправильном применении норм права и неполном исследовании материалов дела; доказательства обстоятельств совершенного правонарушения судом первой инстанции не проверены.
В Московский городской суд Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Данчиков Е.А, будучи извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, представителя не направил, в связи с чем, с учетом положений статьи 25.4 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Старикова Е.В, будучи извещенной о месте и времени слушания дела в суд второй инстанции, не явилась, доказательств уважительности причин совей неявки не представила, явку защитника не обеспечила, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращалась, в связи с чем, с учетом положений статьи 25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в ее отсутствие не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется по следующим основаниям.
Признавая Бархударову Н.Ч.к. виновной в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 3.18.1 КоАП города Москвы, и подвергая ее административному наказанию, должностное лицо Главного контрольного управления города Москвы исходило из того, что Бархударова Н.Ч.к, проживающая по адресу: г. Москва, ***, в нарушение пункта 12.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Постановления санитарного врача нарушила условия соблюдения режима изоляции, покинув 06 мая 2020 года свое место проживания.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили материалы, полученные посредством применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения (письмо департамента информационных технологий города Москвы от 07 мая 2020 года N 64-03-1654/20).
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в пункте 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из положений части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отменяя постановление должностного лица Главного контрольного управления города Москвы от 10 мая 2020 года N *** и прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что нарушен порядок привлечения Бархударовой Н.Ч.к к административной ответственности, так как должностным лицом не должен был быть применен особый порядок, предусмотренный статьи 28.6 КоАП РФ, а должностным лицом должен был быть составлен протокол об административном правонарушении на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, указанные нарушения являются существенными, с чем не могу не согласиться.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные нормы КоАП РФ получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
По смыслу положений статей 4.5, 30.7 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос о виновности или невиновности лица обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения судом второй инстанции жалобы должностного лица Главного контрольного управления города Москвы срок давности привлечения к административной ответственности Бархударовой Н.Ч.к по части 2 статьи 3.18.1 КоАП города Москвы истек, в связи с чем направление дела на новое рассмотрение невозможно.
В Московский городской суд дело поступило за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, возможность правовой оценки действий указанного лица в силу закона отсутствует, по результатам рассмотрения жалобы на постановление не может быть вынесено решение, ухудшающее положение лица, в отношении которого вынесено данное постановление, предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены обжалуемого решения судьи районного суда при таких обстоятельствах не имеется, оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, решил:
решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 08 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 2 статьи 3.18.1 КоАП города Москвы, в отношении Бархударовой *** оставить без изменения, жалобу Министра Правительства Москвы, начальника Главного контрольного управления города Москвы Данчикова Е.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.