Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Емельянова С.В., поданную на постановление начальника отделения подготовки граждан и призыва на военную службу военного комиссариата (объединенного, Измайловского района ВАО города Москвы) от 18 ноября 2020 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 04 августа 2021 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Емельянова С.В., установил:
постановлением начальника отделения подготовки граждан и призыва на военную службу военного комиссариата (объединенного, Измайловского района ВАО города Москвы) от 18 ноября 2020 года Емельянов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 04 августа 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Емельянова С.В. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Емельянов С.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения.
Емельянов С.В. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания по делу не заявил.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ наступает за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности.
Как следует из материалов дела 18 ноября 2020 года должностным лицом военного комиссариата установлено, что Емельяновым С.В, состоящем на воинском учете в военном комиссариате (объединенном, Измайловского района ВАО г. Москвы) с предоставлением 10 декабря 2015 года отсрочки от призыва на военную службу, не предоставлен документ в военный комиссариат о получении образования.
Указанные действия Емельянова С.В. квалифицированы по ст. 21.5 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы Емельянова С.В. на постановление по делу об административном правонарушении признал его законным и обоснованным. Однако с таким выводом согласится нельзя по следующим основаниям.
На административные правонарушения в области воинского учета до вступления в силу 05 мая 2020 года Федерального закона от 24.04.2020 N 132-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" распространялся общий срок привлечения к административной ответственности, установленный в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, - два месяца со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, вмененного Емельянову С.В, выражается в несообщении в установленный срок в военный комиссариат сведений об окончании образования.
В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлен двухнедельный срок предоставления таких сведений.
Таким образом, невыполнение предусмотренной названной нормой обязанности к установленному сроку (в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, обязывающих гражданина сообщить о них в военный комиссариат), указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, и свидетельствует о том, что указанное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение такого правонарушения начинает исчисляться на следующий день после истечения двух недель.
Из материалов дела следует, что Емельянов С.В. окончил обучение в *** 25 июня 2019 года, 04 июля 2019 года ему выдан диплом бакалавра. Следовательно, срок предоставления Емельяновым С.В. сведений об окончании обучения подлежал исчислению с 05 июля 2019 года и истек 18 июля 2019 года.
При таких обстоятельствах срок давности привлечения Емельянова С.В. к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ за не предоставление в военный комиссариат сведений об окончании ***, составляющий 2 месяца, подлежал исчислению с 19 июля 2019 года и истек 19 сентября 2019 года.
Между тем как следует из материалов дела Емельянов С.В. подвергнут административному наказанию за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, а именно 18 ноября 2020 года.
Применение должностным лицом установленного Федеральным закон ом от 24.04.2020 N 132-ФЗ трехгодичного срока давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу является незаконным.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ).
При этом в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральный закон от 24.04.2020 N 132-ФЗ, которым срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о воинском учете увеличен до трех лет, что не улучшает положение лица, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело об административном правонарушении.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление начальника отделения подготовки граждан и призыва на военную службу военного комиссариата (объединенного, Измайловского района ВАО города Москвы) от 18 ноября 2020 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 04 августа 2021 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Емельянова С.В. не могут быть признаны законными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, решил:
жалобу Емельянова С.В. удовлетворить.
Постановление начальника отделения подготовки граждан и призыва на военную службу военного комиссариата (объединенного, Измайловского района ВАО города Москвы) от 18 ноября 2020 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 04 августа 2021 года вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Емельянова С.В. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.