Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника фио по доверенности фио на постановление судьи Кунцевского районного суда адрес от 16 декабря 2020 года, которым генеральный директор ООО "Альянс-Газ" Анохин В.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, установил:
28 сентября 2020 года инспектором оОПАЗ ОООП Четвертого управления МВД России по адрес в отношении генерального директора ООО "Альянс-Газ" Анохина В.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности направлен в Кунцевский районный суд адрес, судьей которого 16 декабря 2020 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует защитник фио по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина должностного лица общества в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана, в его действиях отсутствует состав правонарушения по части 4 статьи 18.15 КоАП РФ; настоящее дело судьей районного суда неправомерно рассмотрено в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, в установленном порядке неизвещенного о месте и времени слушания дела, чем нарушено право на защиту; не доказан факт трудовых отношений общества с выявленным иностранным гражданином, который в штате общества никогда не числился, какие-либо работы в интересах ООО "Альянс-Газ" не осуществлял, фактически работником общества являлся гражданин адрес со схожей фамилией - Очилов фио, имеющий патент на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве; выводы судьи суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда Анохин В.Л, а также заявитель жалобы его защитник по доверенности фио, будучи извещенными о месте и времени слушания дела, не явились, доказательств уважительности причин своей неявки не представили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем, с учетом ст.ст.25.4, 25.5 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в их отсутствие не имеется.
Представитель Четвертого управления МВД России по адрес по доверенности фио возражал против удовлетворения доводов указанной жалобы, сочтя судебный акт законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с фактическими обстоятельствам настоящего дела, на основании добытых по делу доказательств, совокупность которых является достаточной для квалификации действий общества по части 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения представителя административного органа, имеются основания для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда, ввиду следующего.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В части 1 Примечания к данной норме определено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на адрес трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу п. 1 ст. 13.3 того же Федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на адрес иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Исходя из п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Признавая генерального директора ООО "Альянс-Газ" Анохина В.Л. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, и подвергая административного наказанию, судья районного суда исходила из того, что в 14.00 час. 18 августа 2020 года в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками оОПАЗ ОООП Четвертого управления МВД России по адрес выявлено, что генеральный директор ООО "Альянс-Газ" Анохин В.Л, в нарушение требований п.4 ст.13, п.1 ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", к осуществлению трудовой деятельности в качестве рабочего на строительном объекте "Квартал 6 среднеэтажной смешанной застройки района Д2 адрес ИЦ "Сколково" по адресу: адрес, допустил гражданина адрес Нодирбека Рахманбековича, не имеющего патента или разрешения на работу в городе федерального значения Москве.
Факт совершения должностным лицом ООО "Альянс-Газ" указанного административного правонарушения и его вину судья суда первой инстанции сочла подтвержденными представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, такие выводы судьи районного суда признать законными нельзя, поскольку они сделаны с нарушением требований процессуальных норм КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч.1 и ч.2 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату; извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения дела должностным лицом.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ и разъяснений означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N343.
В порядке ч.ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении судье первой инстанции в порядке требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ необходимо выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела, учитывая, что извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства, а юридическим лицам - по адресу места их нахождения, внесенному в ЕГРЮЛ.
В рамках рассматриваемого дела вышеприведенные положения закона о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда выполнены не были.
Так, из материалов настоящего дела, в том числе, из определения судьи районного суда о назначении времени и места слушания настоящего дела, из сведений судебного делопроизводства районного суда, из копии паспорта гражданина РФ на имя фио, отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.., распечатанного с официального сайта адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", усматривается, что дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Альянс-Газ" Анохина В.Л, назначенное на 09.25 час. 16 декабря 2020 года, рассмотрено судьей районного суда в отсутствие привлекаемого к административной ответственности должностного лица фио, в данное судебное заседание извещавшегося посредством направления судебного извещения Почтой России по адресу места нахождения юридического лица ООО "Альянс-Газ", внесенному в ЕГРЮЛ, а именно: адрес (л.д.113), которое в место вручения прибыло 29 ноября 2020 года и 07 декабря 2020 года возвращено отправителю неполученным, тогда как адресом постоянной регистрации фио по месту жительства, указанному в его паспорте, а также в протоколе об административном правонарушении от 28 сентября 2020 года (л.д.1), является адрес: адрес (л.д.4обор.), сведения о направлении извещения по которому в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что в рамках настоящего дела Анохин В.Л. к административной ответственности привлечен как должностное лицо, в силу положений ч.2 ст.25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные данному лицу, следовало направлять по адресу места его жительства, тогда как извещение о месте и времени рассмотрения дела судьей районного суда по адресу места его жительства, сведения о котором содержат материалы дела, не направлялось, доказательств обратному не представлено, иные сведения об извещении заявителя о рассмотрении дела в суде первой инстанции в 09.25 час. 16 декабря 2020 года отсутствуют.
Исходя из изложенного, на момент рассмотрения дела по существу судья районного суда не располагала сведениями о надлежащем извещении привлекаемого к административной ответственности лица о времени и месте рассмотрения дела, извещение прибыло в место вручения по адресу, по которому заявитель не зарегистрирован и не проживает, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, и что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав привлекаемого к административной ответственности фио, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе давать объяснения непосредственно судье суда первой инстанции, правомочному рассматривать дело, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, что повлекло нарушение его права на защиту, повлияло на законность принятого по делу акта, в связи с чем оспариваемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ составляет один год со дня выявления административного правонарушения, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица в данном случае истекает 18 августа 2021 года.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
С учетом изложенных норм, дело на основании указанной нормы подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела надлежит учесть вышеизложенное, в установленном порядке и заблаговременно известить участников производства по делу и их защитников о месте и времени рассмотрения дела, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и на основе добытых и тщательно исследованных доказательств правильно установить событие административного правонарушения, фактические обстоятельства по делу, данным доказательствам дать соответствующую правовую оценку, с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, описанием события административного правонарушения, мотивов принятого решения, с изложением нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, ссылками на доказательства, которые подтверждают установленные обстоятельства дела, на основании чего вынести законный и обоснованный судебный акт, соответствующий требованиям КоАП РФ.
В связи с отменой постановления судьи районного суда по указанным основаниям, суд второй инстанции не входит в обсуждение иных доводов поданной стороной защиты жалобы, так как они подлежат рассмотрению судьей районного суда при новом рассмотрении дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника фио по доверенности фио удовлетворить.
Постановление судьи Кунцевского районного суда адрес от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Альянс-Газ" Анохина В.Л. отменить, дело направить в Кунцевский районный суд адрес на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.