1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Возьного А.Я., судей Ершова К.Г. и Постникова В.Н. при секретаре судебного заседания Горобце Н.С. рассмотрел административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Маклакова А.В. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 4 августа 2021 года по административному исковому заявлению "данные изъяты" Зубко Александра Павловича об оспаривании решения филиала "Западный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Возьного А.Я, объяснения административного истца Зубко А.П, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Зубко оспорил решение филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений. Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены, на филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" возложена обязанность включить Зубко в указанный список с даты подачи им заявления о постановке на жилищный учет.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Маклаков просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Зубко требований.
Ссылаясь на Инструкцию о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденную приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280, указания Министра обороны и разъяснения Департамента жилищного обеспечения по рассматриваемому вопросу, отмечает, что Зубко является военнослужащим переменного состава высшего военно-учебного заведения. Поскольку военнослужащие данной категории во внеочередном порядке обеспечиваются исключительно жилыми помещениями в общежитиях, основания для включения истца в список на предоставление служебного жилья и выдачи соответствующего уведомления отсутствуют.
Указывает, что филиалом "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Зубко неоднократно предоставлялись жилые помещения в общежитии, от заселения в которые он необоснованно отказывался по формальным основаниям, преследуя целью включение в список на предоставление служебных жилых помещений для последующего получения компенсации за наем (поднаем) жилья.
В возражениях относительно апелляционной жалобы административный истец указывает, что изложенные в ней доводы являются необоснованными, в связи с чем просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии со ст. 308 КАС РФ, окружной военный суд находит, что фактические обстоятельства дела судом первой инстанции определены, установлены и изложены в решении правильно и полно. Эти обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для обоснования принятого судом решения.
В силу абзаца второго п. 1 и п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
8 марта 2013 года Министром обороны Российской Федерации Департаменту жилищного обеспечения, Главному управлению кадров и высшим военно-учебным заведениям даны указания N по внеочередному обеспечению военнослужащих переменного состава военных образовательных организаций высшего образования специализированными жилыми помещениями на период их обучения. Требования о неприменении общих норм федерального законодательства об обеспечении военнослужащих жильем эти указания не содержат и ввиду меньшей юридической силы содержать не могут.
Во исполнение данных указаний Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 19 октября 2016 года, 5 октября 2017 года и 16 августа 2018 года начальникам региональных управлений жилищного обеспечения направлены разъяснения N. Согласно этим разъяснениям военнослужащие переменного состава на период обучения подлежат внеочередному обеспечению жилыми помещениями в общежитиях либо жилыми помещениями маневренного фонда, что исключает возможность дальнейшего нахождения их в списках на предоставление служебных жилых помещений. Договоры найма указанных специализированных жилых помещений следует заключать при условии представления документов, предусмотренных п. 2 приложения N 2 к приказу Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280, в том числе свидетельствующих о сдаче военнослужащими служебных жилых помещений (необеспеченности служебными жилыми помещениями) по прежнему месту военной службы, а также с учетом подтверждения факта совместного проживания членов семьи.
При этом особое внимание региональных жилищных органов обращено на вопросы наличия и технического состояния жилищного фонда вузов, контроля его заселения и своевременного освобождения, а также содержания персонала для обслуживания.
Таким образом, названными ведомственными актами предусмотрено внеочередное обеспечение жилыми помещениями маневренного фонда или в общежитиях военнослужащих, прибывших к новому месту службы в связи с обучением в военных образовательных организациях высшего образования. Такая мера социальной защиты указанной категории военнослужащих, реализуемая Минобороны России, по существу является дополнительной и основанием для ограничения иных прав, в том числе на обеспечение жильем в установленном законом порядке, не является.
Между тем в отношении Зубко, зачисленного с 1 сентября 2019 года в "данные изъяты" и назначенного на должность "данные изъяты", данная обязанность военным ведомством не исполнена по настоящее время.
Как видно из материалов дела, 21 октября 2019 года Зубко получено предписание "данные изъяты" на осмотр жилых помещений по "адрес" с последующим заселением по плану размещения. Рапортом от 8 ноября 2019 года Зубко доложил выдавшему предписание должностному лицу о том, что предъявленная к осмотру "адрес" для проживания непригодна, а в осмотре помещений в "адрес" ему отказано заведующим общежитием.
В последующем в течение года жилищным органом Зубко шесть раз предлагались жилые помещения в общежитиях, от заселения которых он отказывался в силу объективных причин.
Так, в марте 2020 года Зубко отказался от двух ранее предлагавшихся ему комнат в общежитии по "адрес" по причине их непригодности для проживания, о чем 12 марта 2020 года работниками общежития составлен комиссионный акт осмотра.
В июне 2020 года Зубко отказался от комнат "адрес" со ссылкой на отсутствие помещений с приведенными номерами по указанному адресу.
Трижды отказы Зубко обуславливались невозможностью заселения в предложенные жилые помещения по причине проживания в них других лиц, что в каждом случае засвидетельствовано заведующими общежитий ("адрес" (август 2020 года), "адрес" (сентябрь 2020 года), "адрес" (октябрь 2020 года).
В последний раз 21 апреля 2021 года Зубко получено сообщение о предлагаемом жилом помещении по "адрес", от получения которого он отказался 28 апреля 2021 года в связи с непригодностью для проживания, о чем представил в суд подтверждающие данное обстоятельство фотоматериалы, содержание которых административным ответчиком не оспорено.
Причины этих отказов нашли отражение в представленных истцом письменных доказательствах, содержащихся в материалах дела.
Правильно установив и оценив приведенные обстоятельства, гарнизонный суд пришел к обоснованным выводам о том, что в действиях Зубко отсутствуют признаки злоупотребления правом при отказе от заселения в распределявшиеся жилые помещения в общежитиях, в связи с чем он должен быть обеспечен жильем в общем порядке. Поэтому его требование о включении в список на предоставление служебных жилых помещений является обоснованным.
Доказательств, опровергающих объяснения Зубко, административным ответчиком в суд первой инстанции не представлено. Не приведены они и в апелляционной жалобе, доводы которой сводятся лишь к утверждению об отсутствии правовых оснований для обеспечения служебным жильем военнослужащих переменного состава военных образовательных организаций высшего образования. Между тем эти доводы на положениях федерального законодательства и ведомственных актов, на которые суд сослался в решении, а ответчик в апелляционной жалобе, не основаны.
Более того, по запросу окружного суда филиалом "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" даны объяснения, согласно которым проверка фактического наличия и технического состояния жилых помещений в общежитиях перед их распределением военнослужащим должна осуществляться входящим в состав филиала территориальным отделом " "данные изъяты"". На отдел возложена обязанность по составлению актов технического осмотра состояния жилых помещений на предмет их пригодности для проживания, а также по принятию мер по устранению обстоятельств, послуживших основанием для отказа военнослужащего от предлагаемого жилья.
Между тем доказательства проведения указанной работы и документального оформления ее результатов, в том числе и в связи с рассматриваемым делом, филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" в суд не представил, в связи с чем утверждение его представителя о том, что жилищным органом совершены все зависящие от него действия по внеочередному обеспечению Зубко жильем на период обучения, состоятельными признаны быть не могут.
Учитывая неоднократность распределения Зубко жилых помещений, не подлежащих заселению, а также длительность срока, в течение которого истец и члены его семьи не обеспечены жильем по месту прохождения военной службы, окружной суд приходит к выводу о том, что возложение на филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанности включить Зубко в список на предоставление служебных жилых помещений с момента подачи соответствующего заявления корреспондирует задаче восстановления и защиты прав административного истца, установленной ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции и решение об удовлетворении полностью административного иска согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 23 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года, согласно которой предоставление служебных жилых помещений является альтернативным способом обеспечения жильем военнослужащих наравне с предоставлением жилых помещений маневренного фонда или в общежитиях.
Все доводы представителя административного ответчика о законности совершенных им действий суду первой инстанции были известны и получили в судебном решении правильную оценку. На обстоятельствах дела эти доводы не основаны, а новые доводы, имеющие значение для дела и свидетельствующие о незаконности обжалуемого судебного акта, в апелляционной жалобе не приведены.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые привели к принятию ошибочного решения и влекут его отмену, судом при рассмотрении данного дела допущено не было. Поэтому обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 4 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зубко Александра Павловича об оспаривании решения филиала "Западный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе во включении в список на предоставление служебных жилых помещений оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.