Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 августа 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований представителя ликвидационной комиссии 923 квартирно-эксплуатационного отдела (далее - КЭО) о признании незаконными действий начальника КЭО Ибрагимова С.Д, связанных с отказом в передаче ликвидационной комиссии гербовой печати организации.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия
установила:
представитель ликвидационной комиссии обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконным отказ начальника КЭО в передаче гербовой печати КЭО ликвидационной комиссии и обязать это должностное лицо передать гербовую печать представителю ликвидационной комиссии.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ликвидационной комиссии просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что к возникшим правоотношениям суд необоснованно применил нормы Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333 (далее - Руководство), и положения Временной инструкции о порядке изготовления, использования, учета, хранения печатей и штампов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации 28 июля 2017 г. N 314/7/3003 (далее - Временная инструкция). Податель жалобы считает, что при ликвидация КЭО, являющегося юридическим лицом, должны применяться нормы гражданского законодательства (статьи 61 - 63 ГК РФ), согласно которым с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, а председатель ликвидационной комиссии является единственным лицом, имеющим право действовать от имени КЭО без доверенности. Доверенность на представление интересов воинской части ответчику не выдавалась. Поэтому вывод суда о том, что ответчик является командиром воинской части и лицом обладающим правом пользования гербовой печатью организации, не основан на нормах права. Отсутствие решения о передаче имущества правопреемнику, в результате которого ответчик продолжает оставаться материально-ответственным лицом, не влияет на возможность передачи печати, потому что у него нет полномочий по передаче этого имущества кому бы-то ни было, также он не вправе использовать эту печать.
Отказывая в передаче гербовой печати, ответчик препятствует осуществлению ликвидационной комиссией своих полномочий, в частности заверению первичных учетных документов, бухгалтерской отчетной документации, иных документов, представляемых в государственные и иные органы и организации.
В письменных возражениях начальник КЭО просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в жалобе и в возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. Решение о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается Министром обороны Российской Федерации. В случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица.
Согласно частям 3 и 4 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Из содержания пунктов 229, 230, 238, 239 и 241 Руководства следует, что мероприятия хозяйственной деятельности при расформировании соединения (воинской части) проводятся в соответствии с планом расформирования соединения (воинской части), который разрабатывается ликвидационной комиссией, назначаемой вышестоящим командиром (начальником) для контроля за соблюдением установленного порядка расформирования соединения (воинской части), совместно с командиром соединения (воинской части).
На ликвидационную комиссию возлагаются контрольные мероприятия и организация работы по проведению инвентаризации имущества и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса. Штампы, сургучные и мастичные печати после снятия оттисков и составления акта уничтожаются в присутствии ликвидационной комиссии. По окончании расформирования соединения (воинской части) ликвидационная комиссия составляет в одном экземпляре ликвидационный акт, который утверждается вышестоящим командиром (начальником). Ответственность за выполнение ликвидационных мероприятий возлагается на командира расформировываемого соединения (воинской части).
В пунктах 5, 50, 55 и 57 Временной инструкции указано, что право использования мастичной гербовой печатью предоставляется, в том числе, командирам и начальникам штабов соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил. Мастичные гербовые печати хранятся в сейфах (металлических хранилищах) начальников штабов или их заместителей, а там, где нет штабов, у командиров воинских частей и начальников (руководителей) организаций, их заместителей или иных должностных лиц, назначенных приказом командира воинской части. За нарушение порядка хранения и правил пользования печатями и штампами виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При расформировании (ликвидации), переформировании (реорганизации), аннулировании действительных и условных наименований воинских частей гербовые печати и угловые штампы (в том числе пришедшие в негодность) высылаются в вышестоящие органы военного управления по подчиненности, для их уничтожения специально назначенной комиссией, а другие печати и штампы уничтожаются непосредственно в воинских частях и организациях по акту.
Таким образом, право пользования мастичной гербовой печатью предоставлено командирам воинских частей и начальникам штабов. Председателям ликвидационных комиссий, а также иным должностным лицам такое право нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В Методических основах проведения организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденных начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 15 сентября 2014 г. (далее - Методические основы), предусмотрено, что расформирование воинской части и ликвидацию войскового хозяйства к установленному сроку осуществляет командир воинской части. Командир расформировываемой воинской части и его заместитель по материально-техническому обеспечению остаются на местах до завершения действий по расформированию и организуют охрану освобождаемых зданий и сооружений военных городков со всем оборудованием и имуществом до их передачи, в соответствии с директивой (приказом) о расформировании воинской части.
Проведение всех внутриведомственных мероприятий воинской части (в том числе, передача имущества и обязательств другим воинским частям, уничтожение мастичных печатей и штампов) возложено на командира части (под контролем ликвидационной комиссии), что следует из Методических основ, Руководства, из принципа единоначалия, а также обязанностей закрепленных в статьях 9, 33, 34 и 94 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно материалам дела приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 11 мая 2010 г. N 234 Ибрагимов С.Д. с 27 апреля 2010 г. принят на должность начальника 923 КЭО Северо-Кавказского квартирно-эксплуатационного управления (территориального), с которым заключен трудовой договор от 27 апреля 2010 г. как с руководителем 923 КЭО. В соответствии с этим трудовым договором, руководитель выполняет функции единоличного исполнительного органа организации. При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей он должен действовать в интересах Работодателя, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении Работодателя добросовестно. Он несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный Работодателю.
В приказах Министра обороны Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 2556 и командующего войсками Южного военного округа от 7 февраля 2012 г. N 25 определено, что КЭО подлежит ликвидации.
Приказом председателя ликвидационной комиссии КЭО от 8 октября 2012 г. N 1 в ее состав включен Ибрагимов С.Д.
Приказом председателя ликвидационной комиссии от 5 апреля 2021 г. N 1 ответчик исключен из ее состава. В состав комиссии включены сотрудники филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее управление финансового обеспечения).
В письме от 13 апреля 2021 г. N 1 председатель ликвидационной комиссии предложил Ибрагимову С.Д. передать гербовую печать КЭО представителю ликвидационной комиссии в целях проведения ликвидационных мероприятий.
29 апреля 2021 г. ответчик отказался передать гербовую печать КЭО, указав в акте об отказе, что он является материально-ответственным лицом по имуществу КЭО стоимостью более 1 миллиарда рублей, решение о передаче которого не принято. Это видно также из представленной суду оборотно-сальдовой ведомости имущества КЭО.
Указанные обстоятельства подтверждаются также сообщением врио военного прокурора Знаменского гарнизона от 22 июня 2021 г. N от-81-21, согласно которому Ибрагимов С.Д. является материально ответственным лицом КЭО, за которым закреплено имущество, в том числе гербовая печать учреждения. Порядок передачи им материальных ценностей до настоящего времени не определен, решение об увольнении ответчика не принято.
Из показаний допрошенного в суде в качестве свидетеля члена ликвидационной комиссии - заместителя начальника филиала N 1 управления финансового обеспечения Кондратичева А.С. следует, что необходимость передачи гербовой печати ликвидационной комиссии вызвана тем, что в настоящее время члены ликвидационной комиссии и КЭО оказались в разных гарнизонах, в связи с чем для простановки печати необходимо выезжать из г. Ахтубинска в г. Знаменск. Гербовая печать необходима ликвидационной комиссии для оперативного решения вопросов, связанных с оформлением первичных учетных документов, налоговой, бухгалтерской, бюджетной, статистической и другой отчетности, а также для ведения переписки с организациями, учреждениями и гражданами. Все мероприятия по ликвидации воинской части проведены, за исключением решения вопроса о передаче правопреемнику зданий и сооружений КЭО, которые находятся на бухгалтерском учете.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что в силу возложенных обязанностей Ибрагимов С.Д. является руководителем КЭО, несет ответственность за выполнение ликвидационных мероприятий, является материально ответственным лицом по закрепленному за войсковой частью имуществу, находящемуся на ее бухгалтерском учете, решения о передаче которого не принято, а поэтому - единственным лицом, обладающим правом пользования гербовой печатью организации.
Таким образом, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 августа 2021 г. по административному исковому заявлению представителя ликвидационной комиссии 923 квартирно-эксплуатационного отдела оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.