Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Егоровой Э.К. на решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 31 марта 2021 года Открытое акционерное общество "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление ОАО "РЖД" обжаловало в суд.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 сентября 2021 года постановление старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 31 марта 2021 года оставлено без изменения, жалоба ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ОАО "РЖД" Егорова Э.К. ставит вопрос об отмене состоявшихся решения судьи и постановления о назначении административного наказания, прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Защитник ОАО "РЖД" Сиденко А.Е. в судебное заседание явилась, жалобу просила удовлетворить.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника Сиденко А.Е, судья областного суда приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам УФССП России в Ростовской области... 20 февраля 2020 года было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа ФС N019706505 от 3 февраля 2020 года, выданного Майским районным судом Кабардино-Балкарской Республики по делу N2-283/19, с предметом исполнения: разработать соответствующий требованиям Постановления Правительства РФ N495 от 26 апреля 2017 года план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного моста через реку Черек, 4 км перегона Котляревская-Докшукино и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На основании указанного решения 20.02.2020 г. возбуждено исполнительное производство N 40040/20/61018-ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от 1 апреля 2020 г. за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника ОАО "РЖД" взыскан исполнительский сбор. Постановлением должностного лица службы судебных приставов от 11.01.2021 года ОАО "РЖД" пр
На основании указанного решения 20.02.2020 г. возбуждено исполнительное производство N 40040/20/61018-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от 1 апреля 2020 г. за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника ОАО "РЖД" взыскан исполнительский сбор.
Постановлением должностного лица службы судебных приставов от 11.01.2021 года ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
В ходе исполнения исполнительного документа должнику неоднократно устанавливались новые сроки для исполнения судебного акта, в том числе 07.05.2021 года - до 31.05.2021 года.
Поскольку требование исполнительного документа не было исполнено, 19 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД".
Признав исследованные доказательства достаточными и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Администрации г. Ростова-на-Дону содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. При этом положения указанной статьи не содержат каких-либо исключений в отношении сроков исполнения исполнительных документов, содержащих требование об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности.
Довод жалобы о том, что законный представитель ОАО "РЖД не был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, что повлекло нарушение его права на защиту, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (статья 25.5 КоАП РФ).
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, привлекаемого к административной ответственности или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и заключения по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Статьей 25.14 КоАП РФ определен порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Анализ положений статьи 25.4 и статьи 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 г, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009 (вопрос N 8, Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006 (вопрос N 18)).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Указанные положения в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещался посредством направления почтовой корреспонденцией извещения от 5 марта 2021 года в адрес филиала ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога (л.д.36).
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п.
Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
Также, при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник - сотрудник ОАО "РЖД, что не оспаривалось юридическим лицом в ходе рассмотрения дела и согласуется с требованиями статьи 25.15 КоАП РФ (л.д. 33, 34). При рассмотрении дела принимал участие защитник Колесов М.В. по доверенности от 18 декабря 2020 года (л.д. 27-31).
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Факт направления извещения является надлежащим способом уведомления юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного, в данном случае ОАО "РЖД" считается извещенным о дате и месте составления протокола об административном правонарушении в установленном законом порядке.
Указанные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом были приняты исчерпывающие меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, как о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушения.
Порядок составления протокола об административном правонарушении соблюден, процессуальные гарантии заинтересованному лицу, как лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение судьи и постановление о назначении административного наказания, жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону от 9 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного Общества "Российские железные дороги" - оставить без изменения, жалобу защитника Открытого Акционерного Общества "Российские железные дороги" Егоровой Э.К. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.