Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф, судей областного суда Харламовой О.А, Шукеновой М.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевелевой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области к Трегубенко Н.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Омской области Крючковой Е.М. на решение Таврического районного суда Омской области от 11 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области (далее - МИФНС N6 по Омской области) обратилась в суд с административным иском к Трегубенко Н.Н. о взыскании обязательных платежей (страховых взносов, налога и пени).
В обоснование требований указала, что Трегубенко Н.Н. в период с "... " состоял на учете в МИФНС N6 по Омской области в качестве индивидуального предпринимателя, был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с нарушением срока оплаты страховых взносов за "... " в адрес Трегубенко Н.Н. направлялись соответствующие требования, которое не исполнены.
Кроме того, Трегубенко Н.Н, являясь с "... " собственником транспортного средства марки " "... "", государственный регистрационный знак N "... ", не уплатил транспортный налог за "... " г.г. и не исполнил направленные ему соответствующие налоговые требования.
На основании изложенного просила взыскать с Трегубенко Н.Н. сумму страховых взносов за "... " г.г. на обязательное пенсионное страхование в размере 49 945 руб, обязательное медицинское страхование в размере 10 430 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 057, 86 руб, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 403, 67 руб.; недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 - 2018 г.г. в размере 1 064 руб, пени по транспортному налогу в размере 170, 82 руб.
Административное дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о слушании дела сторон.
Решением Таврического районного суда Омской области от 11 августа 2021 года требования МИФНС N6 по Омской области удовлетворены в части взыскания задолженности по транспортному налогу, в удовлетворении требования о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени отказано.
Определением судьи Таврического районного суда Омской области от "... " года произведена замена административного истца по настоящему делу - МИФНС N6 по Омской области на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 8 по Омской области (далее МИФНС России N 8 по Омской области) - л.д. "... ".
В апелляционной жалобе начальник МИФНС N 8 по Омской области Крючкова Е.М. просит решение суда отменить в части отказа во взыскании задолженности по страховым взносам и пени, принять новое. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии уважительных причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Указывает, что пропуск срока связан с различием процедур принудительного взыскания обязательных платежей в зависимости от менявшегося в данный период статуса должника. В период осуществления административным ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя налоговой инспекцией приняты меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам в порядке статей 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании актов налогового органа службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства, которые окончены в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данная задолженность в указанном порядке взыскана не была. Повторное направление налоговым органом исполнительных документов в службу судебных приставов нецелесообразно. Административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя "... ", налоговая инспекция обратилась в суд "... " - в пределах установленного законом 6-месячного срока. В связи с изложенным податель жалобы просит рассмотреть вопрос о соблюдении налоговым органом срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя МИФНС России N 8 по Омской области Куправа Л.О, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Положения части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что в период с "... " Трегубенко Н.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на налоговом учете в МИФНС N6 по Омской области, обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Кроме того, Трегубенко Н.Н. является собственником транспортного средства марки " "... "", государственный регистрационный знак N "... ", дата постановки на регистрационный учет - "... ", в связи с чем обязан уплачивать транспортный налог.
Наличие у Трегубенко Н.Н. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за "... " г, а также по уплате транспортного налога за "... " г, пени послужило поводом для обращения налогового органа с настоящим административным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции не усмотрел оснований для взыскания недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам ввиду пропуска налоговым органом предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд за взысканием обязательных платежей, а также пропуска срока предъявления налоговым органом в службу судебных приставов для принудительного исполнения постановлений налогового органа, принятых в отношении плательщика страховых взносов в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (о взыскании страховых взносов за счет имущества индивидуального предпринимателя).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с административного ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также пени по страховым взносам, но по иным основаниям, нежели указал суд.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указывалось ранее, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем вынесения налоговым органом соответствующего решения, которое направляется на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1, 2).
Такое решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7).
В соответствии с положениями статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, такое решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляется на исполнение в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы России, изложенным в письме от 28 июля 2021 г. N БВ-4-7/10638, в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
Из изложенного следует, что право на обращение налогового органа в суд за взысканием задолженности с индивидуального предпринимателя зависит от реализации инспекцией внесудебных мер по взысканию недоимки, и допустимо только при утрате возможности взыскания недоимок по налогам на основании акта налогового органа.
Из материалов дела следует, что требование от "... " N "... " об уплате страховых взносов за "... " направлено Трегубенко Н.Н. "... ". посредством почтовой связи.
Срок исполнения требования установлен до "... " г.
"... " связи с неоплатой задолженности, МИФНС N6 по Омской области вынесено решение N "... " о взыскании страховых взносов за счет денежных средств налогоплательщика, электронных денежных средств, на счетах налогоплательщика (л.д. "... ").
"... ". ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска вынесено постановление N "... " о взыскании страховых взносов за счет имущества налогоплательщика (л.д. "... ").
Постановлением судебного пристава-исполнителя Таврического РОСП УФССП России по Омской области на основании постановления ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска от "... " N "... " в отношении Трегубенко Н.Н. возбуждено исполнительное производство, которое постановлением от "... " г. окончено с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (л.д. "... ").
Требование от "... ". N "... " об уплате страховых взносов за "... " направлено Трегубенко Н.Н. "... " посредством почтовой связи.
Срок исполнения требования установлен до "... ".
"... " связи с неоплатой задолженности, МИФНС N6 по Омской области вынесено решение N "... " о взыскании страховых взносов за счет денежных средств налогоплательщика, электронных денежных средств, на счетах налогоплательщика (л.д. "... ").
"... ". ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска вынесено постановление N "... " о взыскании страховых взносов за счет имущества налогоплательщика (л.д. "... ").
Постановлением судебного пристава-исполнителя Таврического РОСП УФССП России по Омской области на основании постановления ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска от "... " г. N "... " в отношении Трегубенко Н.Н. возбуждено исполнительное производство, которое постановлением от "... ". окончено с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (л.д. "... ").
"... ". Трегубенко Н.Н. утратил статус индивидуального предпринимателя.
"... ". налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам за "... ". и по транспортному налогу за "... " г, пени.
"... " г. мировым судьей судебного участка N 29 в Таврическом судебном районе Омской области вынесен судебный приказ о взыскании с Трегубенко Н.Н. спорной задолженности.
"... ". судебный приказ отменен по заявлению Трегубенко Н.Н.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в районный суд "... "
Так, трехмесячный срок для направления налогоплательщику требования об уплате недоимки налоговым органом соблюден, как соблюден и двухмесячный срок для вынесения решений о взыскании страховых взносов за счет денежных средств налогоплательщика, на счетах налогоплательщика, и годичный срок для взыскания страховых взносов за счет имущества налогоплательщика.
При этом судебная коллегия отмечает, что целью обращения с иском в суд является принудительное взыскание с должника задолженности. В рассматриваемом случае меры по принудительному взысканию задолженности налоговым органом реализованы путем вынесения собственных актов (в рамках внесудебных процедур, предусмотренных статьями 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации), исполнительные производства на основании налоговых постановлений были возбуждены, и окончены.
Таким образом, анализируя приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обращение в суд с соответствующими требованиями к Трегубенко Н.Н. как к физическому лицу в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о повторном взыскании задолженности ранее взысканной актами налогового органа, что на нормах права не основано.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции по существу пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных МИФНС N6 по Омской области требований о взыскании страховых взносов, пени.
Факт утраты Трегубенко Н.Н. статуса индивидуального предпринимателя правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку указанное обстоятельство не ограничивает прав налогового органа на принудительное взыскание задолженности на основании ранее вынесенных постановлений от "... ". и "... "
Реализация предоставленного взыскателю Законом об исполнительном производстве права на повторное предъявление в службу судебных приставов постановлений налогового органа, обладающих силой исполнительного документа, зависит от волеизъявления самого взыскателя.
В этой связи изложенные в жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
То обстоятельство, что налоговый орган обратился в суд за взысканием спорной задолженности по транспортному налогу на сумму, не достигшую размера, установленного в абзаце 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации размера (в соответствующей редакции), и до истечения установленного в абзаце 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока (с учетом того, что на даты выставления требований об уплате транспортного налога право на принудительное взыскание страховых взносов за "... ".г. уже было реализовано налоговым органом в порядке статей 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, что уменьшило сумму требования) не влияет на правильность принятого судом решения.
Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 29 ноября 2010г. N 324-ФЗ установление для налогового органа специальных сроков обращения в суд за взысканием обязательных платежей и размера истребуемой с физических лиц задолженности направлено на снижение судебной нагрузки, сокращение процедуры взыскания задолженности с физических лиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, уменьшение материальных затрат федерального бюджета, экономию бюджетных средств субъектов Российской Федерации.
Таким образом, введение в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации минимума размера истребуемых с налогоплательщиков обязательных платежей и санкций, увязываемого со сроками обращения в суд, не повлекло изменений в процессуальное законодательство либо иное, позволяющее судам не рассматривать по существу налоговые споры в порядке главы 32 КАС Российской Федерации, ниже определенной суммы, а также отказывать заявителям в выдаче судебного приказа либо их возвращать.
Кроме того, цена иска по настоящему административному делу на дату его возбуждения судом превысила установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации минимум.
Учитывая вышеприведенное, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленный судебный акт.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таврического районного суда Омской области от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Мотивированное определение составлено 25 ноября 2021 года
"... "
"... "
"... "
"... "
"... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.