Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Павленка С.В, Ярмонова Р.В.
при помощнике судьи Давлетовой Т.Н, с участием административного истца, а также военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Трефилова Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-47/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 23 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика в отставке Курганниковой Виктории Эдуардовны об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с отказом в заключении контракта о прохождении военной службы, а также увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Курганникова, проходящая военную службу по контракту с 17 апреля 1998 года, и имеющая выслугу в календарном исчислении более 20 лет, с 18 апреля 2019 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства в "адрес", с формой обеспечения жильем в виде предоставления жилищной субсидии..
7 июня 2018 года административный истец была обеспечена двухкомнатной служебной квартирой, расположенной по адресу: "адрес"
До истечения 13 февраля 2021 года срока действия последнего контракта о прохождении военной службы Курганникова 14 августа 2020 года обратилась с рапортом о заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на ней, который наступил 14 февраля 2019 года.
В связи с этим данный вопрос 10 сентября 2020 года рассмотрен на заседании аттестационной комиссии войсковой части 28916, которая приняла решение, изложенное в протоколе N 28, о том, что с административным истцом нецелесообразно заключать новый контракт о прохождении военной службы.
Решением от 2 ноября 2020 года командир войсковой части N отказал Курганниковой в заключении нового контракта о прохождении военной службы и приказами этого же должностного лица от 9 февраля 2021 года N 5 и от 22 марта 2021 года N 37 она уволена с военной службы в отставку по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон), - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и исключена из списков личного состава воинской части с 6 апреля 2021 года, соответственно.
Полагая свои права нарушенными, Курганникова обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным ее увольнение с военной службы;
- признать незаконным и недействующим с момента издания решение командира войсковой части N от 2 ноября 2020 года об отказе в заключении с ней контракта о прохождении военной службы;
- признать незаконными приказы командира войсковой части N от 9 февраля 2021 года N 5 и от 22 марта 2021 года N 37 об увольнения ее с военной службы в отставку и исключении её из списков личного состава воинской части, соответственно;
- обязать командира войсковой части N восстановить её на военной службе в ранее занимаемой должности и обеспечить всеми видами довольствия с даты незаконного исключения из списков личного состава воинской части.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе Курганникова, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального о права и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что согласия на увольнение с военной службы с оставлением на учете нуждающихся в получении жилых помещений она не давала, и жильем для постоянного проживания, равно как и жилищной субсидией не обеспечена.
Ссылается на то, что законных оснований для проживания в предоставленном служебном жилом помещении она не имеет и может быть выселена из него.
Отмечает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства она без ее согласия не могла быть уволена с военной службы без предварительного обеспечения жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 приведенного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ установлено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.
Правильно установив, что Курганникова поступила на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, что в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" влечет обеспечение ее на весь период службы лишь служебным жильем, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что гарантированный ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" запрет на увольнение военнослужащего, имеющего выслугу более 20 лет, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на административного истца не распространяется, поскольку в соответствии с приведенными выше положениями ст. 103 Жилищного кодекса РФ она, как состоящая на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, не подлежит выселению из предоставленного по установленным нормам 7 июня 2018 года служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" до снятия в уставленном порядке с жилищного учета после предоставления жилья для постоянного проживания.
При таких данных, а также учитывая, что административный истец уволена с военной службы полномочным должностным лицом и с ней проведенны все необходимые мероприятия, предшествующие увольнению военнослужащего с военной службы по указанному основанию, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия командира войсковой части N по увольнению Курганниковой с военной службы с последующим исключением из списков личного состава воинской части являются законными.
Как установлено п. 6 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части, касающейся оспаривания решения командира войсковой части N от 2 ноября 2020 года об отказе в заключении с Курганниковой нового контракта о прохождении военной службы, гарнизонный военный суд верно исходил из того, что административный истец достигла предельного возраста пребывания на военной службе 14 февраля 2019 года и в силу приведенных выше обстоятельств подлежала увольнению с военной службы по этому основанию, в связи с чем в соответствии с требованиями действующего законодательства в данном случае заключение с Курганниковой нового контракта о прохождении военной службы являлось правом соответствующего командования, а не его обязанностью.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем судебное решение по настоящему делу является законным и обоснованным, а оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 23 марта 2021 года по административному исковому заявлению Курганниковой Виктории Эдуардовны оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.