Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Электрощит-Стройсистема" в лице заместителя директора по юридическим вопросам Катаева С.В. на решение судьи Красноглинского районного суда г.Самара от 10.09.2021, которым постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитина А.П. N63-12-10292-И/535 от 17.08.2021 в отношении ООО "Электрощит-Стройсистема" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба заместителя директора ООО "Электрощит-Стройсистема" - без удовлетворения.
установил:
Постановлением государственного инспектора труда в Самарской области N63-12-10292-И/535 от 17.08.2021 Никитина А.П. юридическое лицо ООО "Электрощит-Стройсистема" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
10.09.2021 решением судьи Красноглинского районного суда г.Самары постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Самарский областной суд, представитель ООО "Электрощит-Стройсистема" указал, что просит постановление N63-12-10292-И/535 от 17.08.2021 и решение Красноглинского районного суда г.Самары отменить, освободить ООО "Электрощит-Стройсистема" от административной ответственности за правонарушение в связи с малозначительностью (ст.2.9 КоАП РФ) либо назначить наказание ниже минимального предела в порядке ст.4.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ООО "Электрощит-Стройсистема" Каргину С.М, поддержавшую доводы жалобы, возражения государственного инспектора труда в Самарской области Никитина А.П, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Исходя из ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование.
Обязательное психиатрическое освидетельствование проводится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
Согласно положениям приведенных Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (п. 4). Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем (п. 6). Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование. Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику (п. 9).
Таким образом, обязательное психиатрическое освидетельствование является отдельным и самостоятельным видом освидетельствования работников, которое проводится на основании выданного работодателем направления, и сведения о прохождении которого должны быть известны работодателю.
Пунктом 5.1 части 1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021) установлено, что организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о наличии/отсутствии оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности решается в особом порядке врачебной комиссией, ужесточен государственный контроль за данной сферой, что связано с реализацией гражданами конституционных прав и свобод, а также их ограничением.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", периодичность освидетельствований - не реже одного раза в пять лет по проводимым работам: работы на высоте; персонал, обслуживающий действующие электроустановки напряжением 127 В и выше; работы, непосредственно связанные с движением транспорта, работы: сварка, наплавка и резка средне- и высоколегированных, в том числе нержавеющих сталей, сварка и наплавка чугуна никелевыми и никельмедными электродами и проволоками бериллия и его сплавов; вредные факторы: содержащие марганец (20% и более), никель, хром, соединения фтора, литий и его соединения, бериллий, свинец, производственный шум, электромагнитное поле, пониженная или повышенная температура, физические перегрузки, хлор и его соединения, хлоросодержащие смеси, сера и ее соединения, бром и его соединения, физические перегрузки, работы на токарных, фрезерных станках и других станках, штамповочных прессах и др.
Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62278) утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Согласно пункта 15 данного Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся при работах, выполняемых непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции, в случае если конструкцией оборудования не предусмотрена защита (ограждение) этих элементов (в том числе токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы).
Основным видом экономической деятельности общества является производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей (ОКВЭД 25.11).
Как следует из пункта 1, пункта 2 Приказа министерства здравоохранения Самарской области от 12.10.2015 N 1480 (ред. от 14.10.2019) "Об образовании врачебных комиссий государственных учреждений здравоохранения психиатрического и наркологического профиля, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников" Государственному бюджетному учреждению здравоохранения психиатрического и наркологического профиля, подведомственным министерству здравоохранения Самарской области приказано образовать врачебные комиссии для проведения обязательного психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников (далее - ВК); ВК уполномочено осуществлять проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе:
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2.1.6. и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01 2003 N 1/29 предусмотрено, что при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требований охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организации независимо от срока проведения предыдущей проверки.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 N 109 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440, в частности приложение N 13 дополнили пунктом о продлении до 1 марта 2021 года срока обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей организаций, работодателей индивидуальных предпринимателей, руководителей технического и производственного профиля них заместителей, специалистов организаций, в должностные Обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях (пункт 3), а также пунктом о проведении до 1 марта 2021 года обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда преимущественно в электронном виде с применением средств дистанционного обучения и обязательной персонификацией работника (пункт 4).
Также указанным постановлением установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года (пункт 4 постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109).
Судом первой инстанции установлено, что Государственной инспекцией труда в Самарской области на основании решения от 26.07.2021 63/12-8770-И/53 Заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Павловой Л.В, была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда ООО Электрощит-Стройсистема", по результатам которой составлен Акт выездной проверке плановой от 10.08.2021г. N 63/12-10212-И/535.
В ходе проверки было выявлено, что работники ООО "Электрощит-Стройсистема" ФИО7, ФИО8 ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, допущены к осуществлению своей трудовой деятельности, связанную с влиянием вредных веществ и (или) неблагоприятных производственных факторов, предусмотренных Постановлением N377н, как не прошедшие обязательное психиатрическое освидетельствование.
Работники ООО "Электрощит-Стройсистема", не прошли обучение по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, За указанные нарушения 13.08.2021г. в отношении ООО Электрощит-Стройсистема" составлен протокол об административном правонарушении от 13.08.2021 г N 63/12-10290- И/535 по части 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, учитывая продление сроков обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда до 1 марта 2021 года, при выявлении, в ходе контрольно-надзорных мероприятий, фактов не прохождения работниками обучения и проверки знаний требований охраны труда, в том числе внеочередной проверки знаний требований охраны труда после 1 марта 2021 года усматривается наличие события административного правонарушения.
Доводы жалобы защитника ООО "Электрощит-Стройсистема" о том, что анализ норм Порядка обучения по охране труда не выявил нормативных сроков проведения внеплановых инструктажей и внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников, что ни Акт, ни протокол об административном правонарушении не содержат перечня работников, проверка знаний которых не была проведена, являются несостоятельными, поскольку в связи с вступлением в силу ряда правил по охране труда работодатель обязан с 1 января 2021 года провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
При этом установлено и подтверждается материалами дела, что в период после 01.01.2021 и вплоть до начала проверки 30.07.2021 внеплановый инструктаж и внеплановая проверка знаний требований охраны труда работников Обществом не проводились, согласно доводам жалобы представителя ООО "Электрощит-Стройсистема" приказ о создании комиссии был предоставлен при осуществлении проверки, однако подтверждение организации обучения членов комиссии на момент проверки, подтверждение проведения внепланового инструктажа и внеплановой проверки знаний требований охраны труда работников, им не представлено, кроме того, только при рассмотрении дела ООО "Электрощит-Стройсистема" начало принимать меры к устранению допущенных нарушений и выполнению предписания N63/12-10213-И/535 от 10.08.2021, в связи с чем, перечисление работников, проверка знаний которых не была проведена, суд полагает, не требуется.
Работники ООО "Электрощит-Стройсистема" осуществляют деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, их психиатрическое освидетельствование должно проводиться врачебной комиссией создаваемой органом управления здравоохранением.
ООО "МедЭкспресс" на проведение обязательного психиатрического освидетельствования Министерство здравоохранения Самарской области не уполномочивало.
Доводы жалобы, что вместо Акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства был вручен Акт выездной проверки от 10.08.2021, в котором указано, что проверка окончена 12.08.2021, суд не принимает, поскольку данные доводы не влияют на правильность постановления должностного лица и решения судьи и поэтому не могут служить основанием для его отмены, судом в решении дана оценка данному обстоятельству, из пояснений участников процесса следует, что фактически проверка была окончена 10.08.2021, после чего был составлен Акт, в пункте 8 Акта выездной плановой проверки ошибочно (техническая ошибка) указан срок фактического окончания проверки 12.08.2021, вместо 10.08.2021, плановая выездная проверка проводилась с 30 июля по 10 августа 2021.
Нарушение срока составления Акта не относится к грубым нарушениям, которые влекут признание полученных результатов проверки недопустимыми доказательствами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела, объем представленных доказательств является достаточным для того, чтобы сделать вывод о виновности ООО "Электрощит-Стройсистема" в совершении административного правонарушения.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 21 Постановления N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных нормы и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень общественной опасности деяния, совершенного Обществом в сфере охраны труда, выявленного в ходе проверки, судья районного суда обоснованно не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Такие обстоятельства, как отсутствие вреда жизни и здоровью работников, заключение Обществом на момент проверки договора с ГБУЗ "СОКПБ" N186-МУ от 10.08.2021, создание комиссии по обучению работников новым правилам охраны труда, не являются обстоятельствами, характеризующими указанное административное правонарушение как малозначительное, и в силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ могли быть учтены при назначении административного наказания.
Юридическим лицом допущены нарушения в области безопасности и охраны труда, представляющие существенную угрозу общественным отношениям в данной сфере, что исключает признание допущенных нарушений малозначительными.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица (в случае доказанности данного обстоятельства) в совокупности с иными обстоятельствами, перечисленными в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, может повлечь снижение размера административного штрафа.
Однако в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, с достоверностью и достаточностью свидетельствующие о неблагополучном имущественном и финансовом положении Общества. Документы об отсутствии у Общества финансового обеспечения для уплаты административного штрафа не представлены.
С учетом изложенного и направленности административного правонарушения на сферу отношений в области охраны труда, отсутствуют основания для определения исключительных обстоятельств, влекущих снижение размера административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено должностным лицом административного органа, судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, установленных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Красноглинского районного суда г.Самары от 10.09.2021 и постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитина А.П. N63-12-10292-И/535 от 17.08.2021, вынесенные в отношении ООО "Электрощит-Стройсистема" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения.
Жалобу ООО "Электрощит-Стройсистема" в лице заместителя директора по юридическим вопросам Катаева С.В. - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.