Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества "Северное проектно-конструкторское бюро" генерального директора Дьячкова А.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и Санкт-Петербургу ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 4 сентября 2020 г., решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2020 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2021 г., вынесенные в отношении акционерного общества "Северное проектно-конструкторское бюро" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и Санкт-Петербургу ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 4 сентября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2020 г. и решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2021 г, акционерное общество "Северное проектно-конструкторское бюро" (далее - АО "СПКБ", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель АО "Северное проектно-конструкторское бюро" генеральный директор Дьячков А.А. просит об отмене приведенных актов и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 16.1 данного Федерального закона, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Положениями статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в адрес Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) поступили материалы проверки (вх.N9370 от 24.04.2020), проведенной Санкт- Петербургской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в отношении АО "Северное проектно-конструкторское бюро" в периоде 17.03.2020 по 15.04.2020.
В ходе проведенной проверки Санкт-Петербургской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах было установлено, что АО "Северное проектно-конструкторское бюро" внесло плату за негативное воздействие за 2019 год с нарушением установленного законодательством срока. Данный факт отражен в материалах проверки (вх.N9370 от 24.04.2020).
АО "СПКБ" является юридическим лицом и действует на основании Устава. Основным видом деятельности АО "Северное ПКБ", согласно выписке из ЕГРЮЛ является деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях (ОКВЭД 71.12).
Согласно сведениям программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС), АО "СПКБ" эксплуатирует объект HBOC, расположенный по адресу: 198096, Санкт-Петербург, ул. Корабельная д.6, код объекта 40-0278-002313-П, III-я категория. Дата ввода объекта в эксплуатацию - 01.01.1972.
В соответствии с данными ПТО УОНВОС, на вышеуказанном объекте HBOC находится 4 стационарных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Общий валовый выброс от стационарных источников составляет 0, 10223 т/г. Кроме того, у АО "СПКБ" имеется действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) N 26-12792-Н-15/20 от 28.09.2015.
Согласно информации, представленной в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, АО "СПКБ" к субъектам МСП не относится. Таким образом, на АО "Северное ПКБ" распространяется обязанность по внесению ежеквартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В рамках проверки, проводимой Санкт-Петербургской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, была запрошена информация о предоставлении АО "СПКБ" авансовых платежей в 2019 году.
Согласно письму АО "СПКБ" от 18.03.2020 в результате технической ошибки авансовые платежи за HBOC в 2019 году были отправлены на неверные реквизиты УФК по Санкт- Петербургу и попали на невыясненные, ввиду чего повторные платежи за HBOC были перечислены с опозданием.
В соответствии с платежными поручениями N1178 от 12.03.2020, N1179 от 12.03.2020, плата за HBOC за 2019 года была внесена 12.03.2020, что является нарушением приведенных выше положений закона, то есть обществом было допущено несвоевременное внесение платы за негативное воздействие.
Представленные по делу доказательства оценены на предмет достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются допустимыми.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, АО "СПКБ" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что АО "СПКБ" имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чрезмерно суровым не является.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о малозначительности совершенного административного правонарушения, являлись предметом проверки предыдущей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом судебном акте. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и Санкт-Петербургу ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 4 сентября 2020 г, решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 2 ноября 2020 г. и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2021 г, вынесенные в отношении акционерного общества "Северное проектно-конструкторское бюро" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя акционерного общества "Северное проектно-конструкторское бюро" генерального директора Дьячкова А.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.