Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года по административному делу N 33а-3625\2021 по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Министерство обороны Российской Федерации, администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области - Башкиной Н.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Костырко И.И, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Леонтьева С.А. об оставлении без изменения апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов.
В обоснование заявленных требований Выборгский городской прокурор указал, что в ходе рассмотрения обращения депутата Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга Ходосюк А.В. проведена проверка по вопросу соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, требований законодательства об охране окружающей среды на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
В ходе проверки установлено, что на участке местности с координатами N", расположенном в границах Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи п. Красавица. Надзорными мероприятиями установлено, что земельный участок с координатами N" находится в границах Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области.
Согласно информации военной прокуратуры Западного военного округа, сведений о принадлежности указанного захламленного земельного участка к имуществу Министерства обороны РФ не установлено. Площадь несанкционированной свалки отходов составляет 3, 0292 га объемом около
1500 куб.м. Морфологический состав отходов: пластик, резина, металл, древесина, стекло, строительные отходы.
Размещение отходов произведено на лесной подстилке необорудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод. Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным.
Административный истец после уточнения состава лиц участвующих в деле просит суд обязать администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и Министерство обороны Российской Федерации провести мероприятия по очистке участка местности с точками координат N", прилегающего к п. Красавица от захламления путем вывоза отходов производства и потребления, на площади 3.0292 га, на санкционированный полигон отходов, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольными определениями суда от 29.07.2019 г, 10.09.2019 г, 13.11.2019 г. произведена замена ненадлежащего административного ответчика с администрации муниципального образования "Выборгской район" Ленинградской, области на надлежащего ответчика администрация муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгский муниципальный район Ленинградской области, привлечены к участию в качестве заинтересованных лиц - администрация муниципального образования "Выборгской район" Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгской район" Ленинградской области, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (л.д. 100, 117, 164 об.)
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2019 года, административное исковое заявление Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов удовлетворено частично.
На Министерство обороны РФ возложена обязанность в срок до 1 августа 2020 года провести мероприятия по очистке земельного участка 1 площадью 3, 0292 га в точках координат N; прилегающего к "адрес"-Петербурга от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон 1 отходов.
В удовлетворении административного искового требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов отказано.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2019 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2019 года отменено, принято по делу новое решение, которым суд постановилследующее. Обязать администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по очистке земельного участка площадью 3, 0292 га в точках координат N, прилегающего к "адрес"-Петербурга, от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов. В удовлетворении административного искового требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, отказать.
На вступившее в законную силу судебное постановление администрация муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Выборгского района Ленинградской области в ходе рассмотрения обращения депутата Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга Ходосюк А.В. от 24 октября 2018 года установлено, что на участке местности с координатами N", расположенном в границах Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи п. Красавица расположена несанкционированная свалка площадью 3, 0292га. объемом 1500 куб, состоящая из пластик, резина, металл, древесина, стекло, строительные отходы, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 20 ноября 2018 года составленного комиссией в составе старшего помощника военного прокурора Выборгского гарнизона капитана Юстиции Пагеева В.В, дежурного помощника военного коменданта военной комендатуры сержанта Замуллина А.В. и техника ЖКС 26-3 Бондаренко А.Г, актом планового осмотра от 14 мая 2019 года, составленный ведущим специалистом Севарного отдела Департамента государственного экологического надзора Прусаковым Д.А. (л, д. 28-29, 80-85).
Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области 01.02.1993 г. N 308 за Ольгинской КЭЧ закреплены на право бессрочного (постоянного) пользования земельные участки, согласно приложению к постановлению, в том числе земельный участок, расположенный в районе расположения свалки мусора. На указанный земельный участок площадью 25, 5 га войсковой части 03215 выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком в районе озера Симагинское (л.д. 17).
Согласно генеральному плану муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области 25 декабря 2018 года N 518, свалка бытовых отходов расположена в функциональной зоне объектов специального назначения (л.д. 184).
Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству от 26 марта 2019 года N оз-1382 земельный участок с кадастровым номером N предоставлен войсковой части 03216 (Ольгинская КЭЧ) под спецнадобности в бессрочное (постоянное) пользование на основании постановления главы администрации "адрес" от 01 февраля 1993 года N 308 и свидетельства от 15 февраля 1993 года N 2490 (категория земель- земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения).
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленная несанкционированная свалка отходов находится в пределах границ земельных участков, предоставленных Ольгинской КЭЧ Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области 01.02.1993 г. N 308, поскольку правоустанавливающий документ не содержит сведений о местоположении границ земельных участков на местности. Кроме этого, согласно письму ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от 23.11.2018 года N 141/2-13402 территория с географическими координатами N расположена рядом с военным городком N 1 по адресу Санкт-Петербург, "адрес" в границах кадастрового деления Ленинградской области. При этом имущественный комплекс военного городка N 1, состоящий на учете ФГКУ "СЗТУИО" Минобороны РФ, расположен в границах кадастрового деления города Санкт-Петербурга. Согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству от 26.03.2019 года N 03-1382 территория свалки расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что собственник отходов не установлен, обязанность по уборке несанкционированной свалки отходов подлежит возложению на администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области, на территории которой она расположена.
Таким образом, решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 2019 года отменено с вынесением нового решения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Министерство обороны Российской Федерации, администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.