Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, с участием прокурора Леонтьева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года (N 2а-607/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 июня 2021 года (N 33а-4416/2021) по административному исковому заявлению ООО "ЭВРИКАн" об оспаривании постановления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области об установлении публичного сервитута.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Гордиенко В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей ООО "ЭВРИКАн" Грибовой Л.В. и Матвеевой Т.Н, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "ЭВРИКАн" обратилось в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании недействующим постановления N 180 от 11 сентября 2020 года "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"". В обоснование заявленных требований указало, что 11 сентября 2020 года администрацией Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области принято постановление N 180 от 11 сентября 2020 года "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"". В тот же день постановление размещено на официальном сайте административного ответчика. Официальная публикация оспариваемого постановления в средствах массовой информации административным ответчиком не осуществлялась. ООО "ЭВРИКАн" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением. Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит административному истцу на праве собственности. Оспариваемое постановление нарушает права административного истца на использование земельного участка в целом.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 июня 2021 года, вышеуказанные административные исковые требования ООО "ЭВРИКАн" удовлетворены.
Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 11 сентября 2020 года N "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"".
С администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в пользу ООО "ЭВРИКАн" взыскано 4500 руб. в возмещение судебных расходов.
В кассационной жалобе на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 июня 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 21 сентября 2021 года, администрация муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
В силу пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться публичные слушания для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.
ООО "ЭВРИКАн" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", массив Тельмана, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Решением Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 22 апреля 2015 года N 15 "Об определении дополнительного источника официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области газета "Тосно Тimе", определена как средство массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов поселения.
Постановлением администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 12 сентября 2016 года N 277 "О резервировании земель для муниципальных нужд" часть земельных участков с кадастровыми номерами N и N" зарезервированы для муниципальных нужд муниципального образования "Муринское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области сроком на 3 года. Указанный срок в установленном порядке не продлевался.
Решением Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 20 августа 2020 года N 177, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были назначены публичные слушания на 10 сентября 2020 года по проекту постановления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", массив Тельмана".
Данное постановление было опубликовано в газете "Тосно Тimе" от августа 2020 года N 9 (21).
Генеральному директору ООО "ЭВРИКАн" о проведении публичных слушаний было направлено уведомление от 25 августа 2020 года.
8 сентября 2020 года в адрес администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области поступило заявление ООО "ЭВРИКАн" о несогласии с установлением публичного сервитута.
11 сентября 2020 года администрацией муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области издано постановление N 180 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес".
Согласно данному постановлению установлен публичный сервитут на земельный участок площадью 30158 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, находящийся в собственности ООО "ЭВРИКАн" на срок 49 лет, для прохода или проезда через земельный участок.
Данное постановление было опубликовано в газете "Тосно Тimе", спец-выпуск сентябрь 2020 года N 2.1.
Судом первой инстанции установлено, что процедура принятия нормативно-правового акта нарушена не была.
Разрешая административный иск и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что публичный сервитут установлен на площадь всего земельного участка, то есть использовать этот земельный участок по иному назначению, кроме проезда транспорта невозможно, ввиду чего установление публичного сервитута в данном случае противоречит его сути, поскольку из содержания статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что сервитутом является право ограниченного пользования земельным участком. При использовании всей площади земельного участка для проезда, право пользования земельным участком другими лицами не является ограниченным.
Кроме того, суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности обеспечить интересы неопределенного круга лиц в проходе и проезде именно по земельному участку административного истца; доказательства отсутствия альтернативных вариантов прохода и проезда в микрорайон индивидуальной жилой застройки "Волков лес"; к памятнику федерального значения ансамбля "Зеленый пояс Славы" "Ижорский таран"; к гаражному кооперативу "Волков лес"; к земельным участкам с кадастровыми номерами N, находящимся в муниципальной собственности, предусмотренным Государственной программой Ленинградской области "Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области" в рамках подпрограммы "Современный облик сельских территорий" под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и универсальной спортивной площадки.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Отклоняя доводы административного ответчика о том, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером N является объектом улично-дорожной сети в границах поселка Тельмана, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено градостроительное зонирование территорий муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу части 6 этой же статьи Кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
По общему правилу, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суды верно указали, что изменение в настоящее время собственником земельного участка категории земель на земли населенных пунктов, и вида разрешенного использования на обслуживание жилой застройки, также не свидетельствует о правомерности действий административного ответчика, поскольку в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, вид разрешенного использования земельных участков - обслуживание жилой застройки, предусматривает размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7. 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установлению санитарной зоны.
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков - обслуживание жилой застройки, также не предусматривает размещение автомобильной дороги не дает возможности установления сервитута на весь земельный участок.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 июня 2021 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 16 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 июня 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.