N 88а-19588/2021
Санкт-Петербург 29 октября 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Жидкова О.В, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Шкунова С.Ю. (далее - Шкунов С.Ю.) на судебный приказ мирового судьи судебного участка N 41 Санкт-Петербурга от 5 декабря 2019 года по административному делу N 2а-811/2019-52 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу) о взыскании со Шкунова С.Ю. налоговой недоимки,
УСТАНОВИЛ:
5 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка N 41 Санкт-Петербурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 52 Санкт-Петербурга, выдан судебный приказ о взыскании со Шкунова С.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Ленинграда, проживающего по адресу: "адрес", в пользу МИФНС России N 52 по Санкт-Петербургу недоимки за 2017 год по налогу на имущество в размере 950 руб, пени в размере 13, 89 руб, недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 3 648 руб, пени в размере 53, 33 руб, а всего 4 665, 22 руб. В доход государства взыскана государственная пошлина в размере 250 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 52 Санкт-Петербурга от 26 июля 2021 года возражения Шкунова С.Ю. на данный судебный приказ возвращены в связи с пропуском срока их подачи и отсутствием оснований для его восстановления.
В кассационной жалобе, поданной через мирового судью судебного участка N 52 Санкт-Петербурга 9 сентября 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 6 октября 2021 года, Шкунов С.Ю. со ссылкой на существенное нарушение мировым судьей норм процессуального права просит об отмене указанного судебного приказа, ссылаясь на то, что он отбывает наказание в федеральном казенном учреждении Исправительная колония N 6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с чем у него отсутствовала возможность ознакомиться с обжалуемым судебным приказом и в установленный законом срок представить мировому судье возражения относительно его исполнения.
К кассационной жалобе Шкунова С.Ю. приложено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящей кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, J регулирующих производство в суде кассационной инстанции" дано разъяснение о том, что согласно частям 3, 4 статьи 318 Кодекса срок подачи кассационных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции при условии, что обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу.
Как следует из материалов дела, копию обжалуемого судебного приказа Шкунов С.Ю. получил только 1 июля 2021 года, и, как указано в кассационной жалобе, сведениями о вынесении в отношении его судебного приказа ранее не располагал.
Таким образом, с учетом даты получения копии обжалуемого судебного приказа, кассационная жалоба в кассационный суд общей юрисдикции признана судом кассационной инстанции поданной Шкуновым С.Ю. в срок, указанный в части 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства. Оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не установлено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно положениям пункта 5 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный приказ может быть обжалован в кассационном порядке по правилам главы 35 Кодекса на предмет его отмены.
Вступивший в силу судебный приказ можно обжаловать в суде кассационной инстанции не позднее шести месяцев с момента вступления приказа в силу (часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого характера нарушения норм процессуального права допущены мировым судьей.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из пункта 1 статьи 1 Закона N 2003-1 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам относит расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог и налог на имущество физически лиц на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 3 статьи 363 и пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, налоговый орган в заявлении о выдаче судебного приказа указывает, что Шкунов С.Ю. в 2017 году являлся собственником транспортных средств и объекта недвижимого имущества, а соответственно, плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
При этом, согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат уплате налогоплательщиком и пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора (страховых взносов), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (страхового взноса) по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 16 ноября 2011года N 321-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ) требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 48) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 286).
При этом частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В свою очередь, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Изложенное свидетельствует о том, что законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающейся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
В данном деле налоговый орган, полагая досудебный порядок соблюденным, обратился к мировому судье с заявлением о выдаче в отношении Шкунова С.Ю. судебного приказа о взыскании с него задолженности по вышеназванным налогам за 2017 год и пени, представив в обоснование заявленных требований копии налогового уведомления и требования, направленных в адрес Шкунова С.Ю. и не исполненных им в добровольном порядке.
Статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса, в соответствии с которой приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки.
Частью 1 статьи 123.1 главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
При этом, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Бесспорность заявленных требований - условие, соблюдение которого в соответствии с нормами процессуального законодательства является обязательным при вынесении судебного приказа.
Таким образом, по смыслу приведенных положений законодательства, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении установленного законом срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным, соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья должен отказать в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, при вынесении оспариваемого судебного приказа мировой судья не учел положения указанных выше норм права.
По общему правилу, установленному в абзаце 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как следует из представленной в материалы дела требование N 1464 об уплате Шкуновым С.Ю. налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, сформированное по состоянию на 30 января 2019 года, было направлено должнику через личный кабинет 30 января 2019 года. Указанное требование должно было быть исполнено в срок до 19 марта 2019 года. Таким образом, шестимесячный срок для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа начал исчисляться 19 марта 2019 года и истек 19 сентября 2019 года.
Вместе с тем, согласно представленным материалам, заявление о вынесении судебного приказа поступило в судебный участок 5 декабря 2019 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Поскольку вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит, то факт обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по истечении срока предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о наличии оснований для отказа в принятии заявления, в связи с чем выданный судебный приказ нельзя признать законным, а потому он подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
судебный приказ мирового судьи судебного участка N 41 Санкт-Петербурга, и.о. мирового судьи судебного участка N 52 Санкт-Петербурга, от 5 декабря 2019 года по административному делу N 2а-811/2019-52 отменить.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.