Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области на решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 18 мая 2021 года по делуN2-410/2021 по иску Военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав и законных интересов ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" о возложении обязанности назначить повышение к пенсии по случаю потери кормильца, произвести перерасчёт пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии с учётом повышения, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения прокурора Мазиной О.Н,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Гусевского гарнизона, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО1, обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что по результатам проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что ФИО1 является вдовой умершего 06.08.2016 ветерана боевых действий ФИО2, принимавшего участие в боевых действиях в Афганистане, и получателем пенсии по случаю потери кормильца с 01.10.2016. Однако, при установлении пенсии по случаю потери кормильца ей не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", на 32% расчетного размера пенсии.
На основании изложенного, военный прокурор Гусевского гарнизона просил обязать ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" назначить ФИО1 повышение к пенсии по случаю потери кормильца ежемесячно на 32%, произвести перерасчет пенсии и выплатить ФИО1 недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения в размере 32% за период с 01.10.2016 (даты назначения пенсии) по настоящее время.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 26 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 18 мая 2021 год, исковые требования военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав и законных интересов ФИО1 к ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" о возложении обязанности назначить повышение к пенсии по случаю потери кормильца, произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом повышения удовлетворены частично.
На военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО1 с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" части первой статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", за период с 01 октября 2016 года по 30 июля 2020 года и выплатить ФИО1 недополученную сумму пенсии. В остальной части иска в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Военная прокуратура Северного флота представила возражения на кассационную жалобу.
Прокурор, участвующий в деле в суде кассационной инстанции, поддержал доводы возражений на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" "ж" и "и" Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 указанного Закона.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 является вдовой военнослужащего - подполковника ФИО2, 18.07.1940 года рождения, умершего 06.08.2016, являвшегося участником боевых действий в период с 22.02.1980 по 26.06.1980, и с 28.03.1985 по 11.06.1987 в Афганистане, что подтверждается послужным списком, и ему в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 производилась выплата повышения пенсии в размере 32 % расчетного размера пенсии, указанного ст. 46 настоящего Закона.
С 01 октября 2016 года военным комиссариатом Калининградской области ФИО1 назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 годаN 4468-1.
По результатам проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что ФИО1 надбавка к пенсии в соответствии с действующим законодательством в размере 32% не выплачивается.
На обращение прокурора получен ответ об отсутствии у истицы права на такое повышение.
Соответствующий перерасчет пенсии ФИО1, с учетом спорной надбавки, произведен только с 31 июля 2020 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ст. ст. 45, 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к выводу, что на основании п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 истец имела право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца с момента назначения таковой.
Определяя период, за который надлежит произвести перерасчет назначенной истцу пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции применил ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в соответствии с которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что в пенсионном деле истца при назначении ей 01 октября 2016 года пенсии по потере кормильца имелись достаточные и бесспорные документы, подтверждающие статус ее супруга как ветерана боевых действий, последняя имела право на получение, пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере на момент обращения за назначением такой пенсии, вина ответчика в нарушении права ФИО1 на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с даты ее назначения, очевидна.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы военного комиссариата "адрес", что повышение пенсии возможно лишь в отношении самого ветерана боевых действий, а истец, не имеющая соответствующего статуса, правом на получение пенсии в повышенном размере не обладает, указав, что истец имеет право на повышение размера пенсии не в качестве ветерана боевых действий, а как член семьи погибшего ветерана боевых действий, Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы ответчика, что указаний о распространении Федерального закона от 20.07.2020 N 238-ФЗ на правоотношения, возникшие до введения его в действие, не имеется, в связи с чем не имеется оснований для перерасчета пенсии за прошлый период, являлись предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 238-ФЗ внесены изменения в ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, вступившие в силу 31.07.2020, согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со ст. 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в п.п. "а - в" ч. 1 ст. 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.
До вступления в силу вышеуказанных изменений на дату назначения ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца (01.10.2016) в п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 уже были внесены изменения Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2008, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются, в том числе ветеранам боевых действий, на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.
Таким образом, повышение пенсии до 31.07.2020 определено законом, который действовал на дату обращения ФИО1 за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким- либо сроком.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что с учетом наличия вины военного комиссариата Калининградской области в нарушении права истца на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с даты назначения таковой, требования в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, за период с 01 октября 2016 года по 30 июля 2020 года и выплатить ФИО1 недополученную сумму пенсии, являются обоснованными. Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, и которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ, являются основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.