Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Белинской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Вологодской области и кассационную жалобу ФИО2 на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 19 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 22 июня 2021 г. по делу N 2-298/2021 по иску прокурора Бабаевского района, действующего в интересах ФИО2, к администрации Бабаевского муниципального района о признании незаконным бездействия, взыскании задолженности по муниципальной пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Бабаевского района Вологодской области обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к администрации Бабаевского муниципального района о признании бездействия незаконным, взыскании задолженности по муниципальной пенсии.
В обоснование указано, что на основании проведенной проверки исполнения администрацией Бабаевского муниципального района Вологодской области требований пенсионного законодательства по заявлению ФИО2, установлено, что ФИО2 являлась муниципальным служащим, на 10.02.2009 ее стаж составлял 38 лет 5 месяцев 5 дней. Согласно Положению о муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района, утвержденного Решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 09.12.2008 N545 "Об утверждении положения о муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района", распоряжением Главы Бабаевского муниципального района от 10.02.2009 N113-ок "Об установлении муниципальной пенсии за выслугу лет", ей установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 5495 руб. Согласно решению Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 26.02.2015 N326, в связи с ограниченностью бюджета Бабаевского муниципального района действие решения N545 приостановлено до 31.12.2015, то есть, приостановлена выплата доплат к пенсии. Решением Представительного собрания Бабаевского муниципального района от 22.12.2015 N326 "О внесении изменений в решение Представительного собрания Бабаевского муниципального района от 09.12.2008 N 545" внесены изменения, пунктом 2.3 предусмотрена, что муниципальная пенсия за выслугу лет устанавливается для всех муниципальных служащих в едином размере 1500 руб. На основании решения Вологодского областного суда от 25.06.2018 N3а-165/2018 признано не действующим с момента его принятия решение Представительного Собрания Бабаевского муниципального района Вологодской области от 22.12.2015 N 326, в связи с чем, с 14.01.2019 возобновлена выплата муниципальной пенсии за выслугу лет в установленном ранее размере.
Задолженность по доплате к пенсии за выслугу лет ФИО2, как бывшему муниципальному служащему, в период с марта 2015 г..до 31 декабря 2015 г..составила 54 950 руб.
Просил суд признать бездействие администрации в части невыплаты доплаты к пенсии незаконным, взыскать с администрации Бабаевского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО2 невыплаченную ежемесячную доплату к трудовой пенсии за выслугу лет за период с марта 2015 г. до 31 декабря 2015 г. в сумме 54950 руб.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 19 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 22 июня 2021 г, в иске прокурора Вологодской области, действующего в интересах ФИО2 к администрации Бабаевского муниципального района о признании бездействия незаконным, взыскании задолженности по муниципальной пенсии, отказано.
В кассационном представлении прокурора Вологодской области и в кассационной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении и в кассационной жалобе, с учетом позиции прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 09.12.2008 N545 утверждено Положение о муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Бабаевского муниципального района.
ФИО2 в период с 05.10.1992 по 30.01.2009 в администрации Бабаевского муниципального района занимала должность муниципального служащего.
На основании распоряжения администрации Бабаевского муниципального района N113-ок от 10.02.2009 ФИО2 установлена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 5495 руб.
Согласно решению Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 26.02.2015 N185, в связи с ограниченностью бюджета Бабаевского муниципального района, действие решения Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 09.12.2008 N 545 приостановлено до 31.12.2015 г.
ФИО7, в том числе, оспорила решение Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 26.02.2015 N185.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 13.10.2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 09.12.2015 в удовлетворении требований отказано, судом не усмотрено оснований для признания решения Представительного Собрания Бабаевского муниципального района противоречащим закону и недействующим. Суд указал, что изменение правил исчисления и размера доплат к пенсии, предоставляемой за счет средств бюджетов муниципальных образований, а также приостановление ее выплаты, право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором в интересах ФИО2 требований, оценил представленные в материалы дела доказательства, учел установленные вступившим в законную силу решением суда 13.10.2015 обстоятельства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца и взыскания с ответчика в пользу истца муниципальной пенсии за период с 01.03.2015 по 31.12.2015 в сумме 54 950 руб, исходил при этом, что решением Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 26.02.2015 N185 действие решения Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 09.12.2008 N545 приостановлено до 31.12.2015, указанное решение от 26.02.2015 N185 недействительным в установленном законом порядке не признано.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены постановленных по делу судебных актов по доводам кассационных представления и жалобы.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
В качестве основания для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности явилось указание истца о незаконности решения Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 26.02.2015 N185, которым было приостановлено действие решения Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 09.12.2008 N545 до 31.12.2015, однако законность данного решения уже была предметом судебного разбирательства, решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 13.10.2015, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении требований о признании данного решения незаконным отказано, потому доводы заявителей со ссылкой на незаконность решения Представительного Собрания Бабаевского муниципального района от 26.02.2015 N184 правомерно не приняты во внимание судом.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационного представления и кассационной жалобы не установлено.
Поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, при постановлении обжалуемых судебных постановлений судами правильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалобы и представления и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 19 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Вологодской области и кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.