Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Региональной общественной организации по защите окружающей среды "Экологический контроль Республики Башкортостан" о признании недействующим в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан, утвержденной приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года N1198п (в редакции Приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года N349п), по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" и Администрации муниципального района Ишимбайский район на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити", Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан И, представителя Региональной общественной организации по защите окружающей среды "Экологический контроль Республики Башкортостан", общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити", общества с ограниченной ответственностью "Мохит-СТР" М, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года N1198п, опубликованным 27 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (https://www.npa.bashkortostan.ru) и зарегистрированным в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 25 февраля 2020 года N14767, утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (далее также Приказ N1198п, Территориальная схема).
Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года N349п внесены изменения в приказ от 30 декабря 2019 года N1198п, зарегистрирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции от 11 июня 2021 года N16953, опубликован на портале www.npa.bashkortostan.ru 24 июня 2021 года.
Региональная общественная организация "Экологический контроль Республики Башкортостан" (далее также РОО "Экологический контроль Республики Башкортостан") обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом изменения административных исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), просила признать недействующими с момента принятия:
- включение в раздел V "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов", в таблицу 5.2. Сведения об объектах размещения ТКО, внесенных в ГРОРО" полигона ТБО в Ишимбайском районе Республики Башкортостан, эксплуатируемого обществом с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее также Общество, ООО "Эко-Сити");
- включение в раздел VII "Схема потоков отходов от источника их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в таблицу 7.1. "Схема потоков отходов", и соответственно, в рисунок 7.4. "Схема направления потоков ТКО Зоны N3", указывающий направление потоков ТКО, образованных на территории г. Стерлитамака, Стерлитамакского района, Ишимбайского района, Стерлибашевского района, Миякинского района полигон ТБО в Ишимбайском районе Республики Башкортостан;
- включение в раздел XI "Сведения о зонах деятельности регионального оператора" в таблицу 11.5. "Существующие объекты обращения с ТКО в зоне N3" сведений в отношении объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО "Эко-Сити" ГО г.Ишимбай.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что основанием для признания недействующими данных норм Территориальной схемы явились нарушения законодательства, допущенные при включении в Территориальную схему несуществующего полигона ТБО в Ишимбайском районе Республики Башкортостан, эксплуатируемого ООО "Эко-Сити", эксплуатация которого осуществляется в отсутствии положительного заключения экологической экспертизы, а также в не соответствии с документами территориального планирования муниципального образования Ишимбайский район Республики Башкортостан.
По мнению административного истца, включение в Территориальную схему объекта ООО "Эко-Сити" не соответствует части 2 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 8 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", подпункту "д" пункта 10 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 года N1130.
Административный истец полагает, что строительство и эксплуатация объекта размещения отходов ООО "Эко-Сити" в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы, влечет нарушение права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, проживающих на территории Республики Башкортостан, на территории которой находится объект размещения твердых коммунальных отходов, эксплуатируемый ООО "Эко-Сити", деятельность которого является экологически опасной в силу закона и не опровергнута положительным заключением государственной экологической экспертизы.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Постановлено признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года N1198п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (в редакции приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года N349п "О внесении изменений в приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года N1198п)" в следующей части:
- таблицы 5.2 "Сведения об объекта размещения ТКО, внесенных в ГРОРО" раздела IV "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в части включения в пункт 15 сведений об объекте захоронения отходов, эксплуатируемого ООО "Эко-Сити", месторасположение: г.Ишимбай Республики Башкортостан;
- таблицы 7.1 "Схема потоков отходов" раздела VII "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в части включения в пункт 63 сведений об объекте размещения отходов ООО "Эко-Сити", месторасположение: г.Ишимбай Республики Башкортостан;
- рисунок 7.4 "Схема направления потоков ТКО Зоны N3" к таблице 7.1 "Схема потоков отходов" раздела VII "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в части указания направлений потоков ТКО, образованных на территории г.Стерлитамака, Стерлитамакского района, Ишимбайского района, Стерлибашевского района, Миякинского района, на объект размещения отходов, расположенный в Ишимбайском районе Республики Башкортостан, эксплуатируемый ООО "Эко-Сити";
- таблицы 11.5 "Существующие объекты обращения с ТКО в зоне N3" раздела XI "Сведения о зонах деятельности регионального оператора" в части включения сведений в отношении объекта размещения отходов, эксплуатируемого ООО "Эко-Сити" ГО г.Ишимбай.
В удовлетворении требования о признании нормативного правового акта недействующим с момента его принятия отказано.
В апелляционных жалобах ООО "Эко-Сити" и Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявители жалоб указывают, что полигон твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) ООО "Эко-Сити" включен в Территориальную схему в установленном законом порядке, так как указанный объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее также ГРОРО). Эксплуатация указанного полигона при отсутствии заключения государственной экспертизы ранее являлось предметом судебного спора, выводы изложенные во вступивших в силу судебных актах в указанной части, в том числе о том, что подобная эксплуатация не причиняет вреда окружающей среде, а проект полигона не менялся, имеют преюдициальное значение. Ранее подобная экспертиза проводилась, проведение повторной экологической экспертизы не требуется, факт строительства части котлованов полигона, не имеет юридического значения, так как не препятствует его эксплуатации.
Полагают, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права, восстановление которых возможно путем подачи иска о приостановлении деятельности спорного полигона ТБО.
Также указывают, что судом первой инстанции ошибочно принял сведения, поступившие от Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан относительно иного полигона ТБО, за информацию о полигоне ТБО ООО "Эко-Сити".
Обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" (далее также ООО РО "Эко-Сити") представлены возражения относительно доводов апелляционных жалоб об их необоснованности.
В суд апелляционной инстанции до рассмотрения дела по существу от административного истца поступило заявление об отказе от административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Региональной общественной организации по защите окружающей среды "Экологический контроль Республики Башкортостан" отказ от административного иска поддержал, пояснив, что отказ от административного иска является добровольным, обусловлен исключением одного из полигона ТКО, включенного в Территориальную схему, из ГРОРО, что вызвало необходимости использования мощностей объекте захоронения отходов, эксплуатируемого ООО "Эко-Сити", в г.Ишимбай Республики Башкортостан. Действуя в интересах жителей Республики Башкортостан, с целью предотвращения негативных экологических последствий, административный истец принял решение об отказе от заявленных требований, при этом указывая, что подобный отказ прав других лиц не затрагивает, так как выявленные судом первой инстанции нарушении в части неполноты сведений, внесенных в Территориальную схему не существенны и устранимы. Исполнение ООО "Эко-Сити" требований экологического законодательства при эксплуатации спорного объекта, может быть обеспечено контролирующими органами. Одновременно действуя в интересах заинтересованных лиц: ООО РО "Эко-Сити" и ООО "Мохит-СТР", представитель не возражал против отказа от административного искового заявления, указывая, что права других лиц не затрагиваются.
Представитель заинтересованных лиц, оспаривающих решение суда: ООО "Эко-Сити" и Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, а также административного ответчика - Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан поддержал отказ административного истца от иска, также указав на то, что права других лиц подобный отказ не затрагивает.
Иные Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно доводов жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, и возражений на них, заявления об отказе от административного искового заявления, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 КАС РФ установлено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно частям 3 - 4 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
На основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Статьей 304 КАС РФ предусмотрено, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что порядок и последствия рассмотрения в суде апелляционной инстанции заявления об отказе административного истца от административного иска об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ (часть 2 статьи 304 КАС РФ). Согласно части 5 статьи 46, части 10 статьи 213, пункту 2 части 2 статьи 214 КАС РФ суд апелляционной инстанции не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит закону, нарушает права других лиц или имеются публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа (например, в случае когда в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от административного иска по делу, в котором принято решение, содержащее вывод о несоответствии применения оспоренного акта истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов).
Судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от административного искового заявления, поскольку административный истец отказался от административного иска добровольно, подобный отказ соответствует положениям КАС РФ и не противоречит другим федеральным законам, не нарушает права и законные интересы других лиц, а также отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа от административного иска. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что выявленное при рассмотрении по существу судом первой инстанции несоответствие оспариваемой Территориальной схемы нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обусловлено лишь неполнотой технических сведений относительно полигона ТКО, используемого ООО "Эко-Сити", нормативных положений, несоответствующих вышестоящим нормативным правовым актам, судом первой инстанции установлено. Нарушения, исходя из выводов суда первой инстанции, имевшие место при эксплуатации спорного объекта, также не могут служить препятствием для принятия отказа от административного искового заявления, так как указанные обстоятельства выходят за пределы предмета рассмотрения споров об абстрактном нормоконтроле, а восстановление подобным образом нарушенных прав, разрешением дела об оспаривании нормативного правового акта невозможно.
С учетом изложенного, принимая отказ административного истца от административного искового заявления, на основании статьи 304 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, производство по настоящему делу прекратить по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, статьями 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
принять отказ Региональной общественной организации по защите окружающей среды "Экологический контроль Республики Башкортостан" от административного искового заявления о признании недействующим в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан, утвержденной приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года N1198п (в редакции Приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года N349п).
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 августа 2021 года по настоящему административному делу отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Региональной общественной организации по защите окружающей среды "Экологический контроль Республики Башкортостан" о признании недействующим в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан, утвержденной приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года N1198п (в редакции Приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года N349п) прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.