Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И. изучив жалобу директора Муниципального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений" муниципального района Клявлинский Самарской области (далее - МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области, учреждение) Утяшина Александра Владимировича на вступившие в законную силу постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе от 21 апреля 2021 года N 20-05/75, решение Клявлинского районного суда Самарской области от 3 июня 2021 года, решение Самарского областного суда от 22 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе от 21 апреля 2021 года N 20-05/75, оставленным без изменения решением судьи Клявлинского районного суда от 3 июня 2021 года и решением Самарского областного суда от 22 июля 2021 года, МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области Утяшин А.В. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, производство по делу просит прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО4 от 4 марта 2021 года N 20-05/45 в Государственном бюджетном образовательном учреждении Самарской области средней образовательной школе с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области (в том числе в Старо-Семенкинском филиале, Ново-Семенковском филиале, Петровском филиале, СП детский сад ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш) в период с 16 марта 2021 года по 7 апреля 2021 года проведена плановая выездная проверка (л.д. 40-42).
В результате проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, которые отражены в акте проверки от 7 апреля 2021 года N 20-05-47 (л.д.43-48), а именно в школах:
с. Старый Маклауш, с. Новое Семенкино, с. Петровка учебные помещения для обучающихся 1-4 классов и туалетные комнаты не обеспечены горячим и холодным водоснабжением (пункт 3.4.13 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи");
в с. Старый Маклауш отсутствует отапливаемый переход из здания школы в здание школьной столовой (пункт 2.3.1 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи");
в школе с. Ерилкино в кабинете физики и в кабинете 1-2 класса на полу поврежден линолеум, имеются разрывы, края не скреплены, поверхность пола неровная, имеются выбоины; в коридоре на 2-ом этаже напольные доски при надавливании прогибаются (вибрируют); в СП Детском саде "Сказка" на крыльце у входа на ступеньках имеются щели (зазоры) размером в 4-5 см.; в школе с. Старый Маклауш в коридоре у входной двери линолеум на полу разорван, дефекты покрытия, не позволяют проводить их влажную уборку (пункты 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи");
в СП Детский сад "Сказка" в школах: с. Старый Маклауш, с. Новое Семенкино в учебных кабинетах отопительные приборы не оборудованы ограждающими устройствами, безвредными для здоровья детей (пункт 2.7.5 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи");
раздевальные помещения в СП Детский сад "Сказка" не оборудованы устройствами для просушивания верхней одежды и обуви (пункт 3.1.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи");
в школе с. Старый Маклауш не оборудован отдельный туалет (кабина) для персонала (пункт 3.4.10 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи");
в школе с. Старый Маклауш в туалетном помещении не установлен отдельный водопроводный кран для технических целей (для мытья пола вода набирается с крана умывальной раковины для рук) (пункт 2.11.4 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи");
в детском саду "Сказка" выдача чистого белья и прием грязного белья осуществляется в одну дверь (пункт 2.11.5 "Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"), также нарушены требования статьи 11, пункта 1 статьи 24, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N ФЗ-52.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Самарской области 7 апреля 2021 года протокола об административном правонарушении N 20-05-101 в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней образовательной школы с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 58, 59).
7 апреля 2021 года постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе ФИО5 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБОУ СО средней образовательной школы с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 61).
При этом, прекращая производство по делу об административном правонарушении должностное лицо административного органа исходило из тех обстоятельств, что согласно постановлению Правительства Самарской области собственником зданий, сооружений прилегающих к зданию территорий, а также материально-технического оснащения школ стал муниципальный район Клявлинский Самарской области, который передал свои полномочия собственника МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области. Здания школ, детского сада закреплены на праве оперативного управления за МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области, которое осуществляет в том числе организационные функции по материальному содержанию зданий общеобразовательных учреждений.
9 апреля 2021 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в отношении МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области по выявленным нарушениям в ходе проведенной проверки образовательного учреждения в период с 16 марта 2021 года по 7 апреля 2021 года проверки и отраженным в акте проверки от 7 апреля 2021 года N 20-05-47 составлен протокол об административном правонарушении N 20-05/107 по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица административного органа от 21 апреля 2021 года МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства к эксплуатации помещений и оборудования образовательного учреждения и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.20-22).
Оставляя без изменения постановление должностного лица административного органа судебные инстанции пришли к выводу о доказанности вины МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и исходили из тех обстоятельств, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом (собственник здания) и МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области (ссудодатель) и ГБОУ СО средней образовательной школы с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным за МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области.
При этом, именно ссудодатель обязан организовать в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с устранением нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Однако с выводами должностного лица и судебных инстанций в части квалификации деяния указанного лица по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятыми актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
В рассматриваемом случае при проведении плановой выездной проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений и оборудования образовательного учреждения, то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей в таких организациях.
Статья 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой и устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статья 6.7 названного Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, подростков и молодежи.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Из содержания изложенных норм права следует, что статья 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой по отношению к статье 6.4 названного Кодекса, так как несмотря на то, что помещение (здание) общеобразовательного учреждения является видом общественных помещений (зданий), однако, нарушение санитарных правил, регламентирующих гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательном учреждении, в том числе применительно к зданию (помещению) общеобразовательного учреждения, соответственно влечет ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, предусмотренную статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, предусмотренную статьей 6.4 названного Кодекса.
Субъектом административной ответственности за совершение правонарушения по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые юридические лица, деятельность (либо бездеятельность) которых нарушила санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также учебникам и иной издательской продукции.
Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, деяние МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области квалифицировано неправильно.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Между тем, составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.4 и частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются.
Санкция части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей, санкция статьи 6.4 названного Кодекса для юридических лиц предусматривает наказание от десяти до двадцати тысяч рублей.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного деяния со статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 6.7 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе от 21 апреля 2021 года N 20-05/75, решение Клявлинского районного суда Самарской области от 3 июня 2021 года, решение Самарского областного суда от 22 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении" МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе от 21 апреля 2021 года N 20-05/75, решение Клявлинского районного суда Самарской области от 3 июня 2021 года, решение Самарского областного суда от 22 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении" МАУ "ЦМТОДОУ" муниципального района Клявлинский Самарской области, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.