Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Сагильдиной О.А. на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 года N 122521034000607, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" Сагильдиной О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл Ржевкиной О.Ю. от 16 февраля 2021 года N 122521034000607, оставленным без изменения решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, главный бухгалтер Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (далее по тексту - ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдина О.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Сагильдина О.А. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно подпунктам "а, б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ) к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В подпункте "а" пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ предусмотрено, что к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а, б" пункта 6 настоящей части.
Под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судебными инстанциями ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" в лице и.о. главного врача ФИО10. 01 октября 2019 года заключило трудовой договор N 114 с нерезидентом - гражданином "данные изъяты" ФИО11. (иностранный паспорт N N), действующим на основании патента от ДД.ММ.ГГГГ года серия 12 N N. Приказ о приеме на работу от 01 октября 2019 года N83-л/п. По расходному кассовому ордеру N 369 от 28 ноября 2019 года ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ", платежной ведомости N 115 от 26 ноября 2019 года ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" выплачен аванс ФИО11. за ноябрь 2019 года в сумме 20 000 рублей 00 копеек в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ минуя счета в уполномоченных банках или счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, в ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" (резидент) совершена операция по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию на сумму 20 000 рублей 00 копеек. Выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту наличной валюты Российской Федерации в сумме 20 000 рублей 00 копеек является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно приказу главного врача ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" ФИО13. N68-п от 03 июня 2019 года Сагильдина О.А. переведена на должность главного бухгалтера ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" с 03 июня 2019 года, в обязанности которой, согласно должностных обязанностей, входит обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины.
Указанное нарушение выявлено в ходе проверки соблюдения валютного законодательства ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" (адрес: "адрес") по выполнению резидентом обязанности по расчетам с нерезидентами при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках за период с 1 октября 2019 года по 1 марта 2020 года.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; трудовыми договорами с названными лицами; уставом ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ"; платежной ведомостью и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, действия должностного лица ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной О.А. квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании. При таких обстоятельствах Сагильдина О.А. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод должностного лица и судебных инстанций о совершении ею указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица, допустившего описанное выше нарушение, квалифицировано по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, в обоснование незаконности постановления и судебных актов ссылается на то, что он не является субъектом ответственности; действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, в связи с чем выплата заработной платы наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, за которое установлена ответственность частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; она неоднократно привлечена к административной ответственности за совершение одного и того же нарушения. Поскольку полагает, что инкриминируемое ей в вину административное правонарушение является длящимся.
Данные доводы жалобы были предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены по основаниям, подробно приведенных в судебных актах, не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Сагильдина О.А. является главным бухгалтером ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ", в ее должностные обязанности входит подписывать и согласовывать документы бухгалтерского, налогового учета, а также иные документы в пределах своих компетенций, давать указания, обязательные для исполнения всеми отделами учреждения и сотрудниками по вопросам финансово - хозяйственной деятельности учреждения в целях соблюдения законодательства, а потому она обоснованно, с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечена к административной ответственности.
Доводы Сагильдиной О.А. о длящемся характере совершенного правонарушения, о необходимости составления одного протокола и вынесения одного постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отклонению на основании следующего.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.
Каждая из произведенных выплат по соответствующей платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образует оконченный состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выплаты совершены в разные даты, за различные расчетные периоды работы нерезидента, на разные суммы.
Таким образом, составление должностным лицом ИФНС протоколов и вынесение постановлений по каждому факту осуществления незаконной валютной операции не противоречит действующему законодательству, не свидетельствует о повторном привлечении Сагильдиной О.А. к административной ответственности.
Доводы жалобы заявителя о замене наказания на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать заслуживающим внимания.
По мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом деле имеются обстоятельства, позволяющие наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что Сагильдина О.А. на является работником лица, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, допущенное Сагильдиной О.А. нарушение, посягает на установленный Законом N 173-ФЗ порядок совершения резидентами расчетов по валютным операциям, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение у должностного лица и судебных инстанций не имелось.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства как и иная оценка им обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении должностным лицом и судами норм права.
Административное наказание назначено Сагильдиной О.А. по правилам, установленным статьями 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах санкции части 1 статьи 15.25 названного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 года N 122521034000607, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" Сагильдиной О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Сагильдиной О.А. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.