Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гаиткуловой Ф.С.
судей Николаева И.В. и Романова М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ямаева Альберта Дамировича, Ямаевой Сабины Дамировны на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2021 г. по гражданскому делу N2 - 82/2021 по иску Ямаева Альберта Дамировича, Ямаевой Сабины Дамировны к Ветрову Денису Игоревичу, Ветровой Юлии Ишбулдовне, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным договора купли - продажи жилого дома и аннулировании записи о регистрации права, признании недействительными договора о предоставлении земельного участка в собственность, акта приема - передачи земельного участка и аннулировании записи о регистрации права, применении последствий недействительности сделки.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационной суда общей юрисдикции Гаиткуловой Ф.С, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационной суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ямаев А.Д, Ямаева С.Д. обратились в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с иском к Ветрову Д.И, Ветровой Ю.И, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа "адрес" Республики Башкортостан о признании недействительным договора купли - продажи жилого дома и аннулировании записи о регистрации права, признании недействительными договора о предоставлении земельного участка в собственность, акта приема- передачи земельного участка и аннулировании записи о регистрации права, применении последствий недействительности сделки.
Требования мотивированы тем, что на земельном участке площадью 623 кв.м с кадастровым N находятся два жилых дома с кадастровым номером N площадью 59, 7 кв.м, литер Б и с кадастровым номером N площадью 106, 8 кв.м, литер В.
В жилом доме, расположенном по "адрес" литер "Б" площадью 59, 7 кв.м были зарегистрированы и проживали дедушка истцов - ФИО8, умерший ДД.ММ.ГГГГ, бабушка ФИО9, умершая ДД.ММ.ГГГГ Вместе с ними были зарегистрированы и проживали по указанному адресу их дети: Ямаев Д.М. (отец истцов, "данные изъяты".), и Ямаев С.М. После смерти "данные изъяты" 2012 г. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имущество Ямаевой М.Г.
В жилом доме литер "Б" площадью 59, 7 кв.м, с кадастровым номером N зарегистрированы истцы, которые до марта 2020 проживали, оплачивали коммунальные платежи и обрабатывали земельный участок с кадастровым номером N.
Решением Ленинского районного суда "адрес" Республики Башкортостан от 5 мая 2004 г. за ответчиком Ямаевой Л.А. признано право собственности на домовладение состоящее из : литера В - жилой дом, В1 - пристрой, общей площадью 106, 8 кв.м, в том числе жилой 71, 7 кв.м, а - веранды, расположенное на земельном участке 1195, 3
31 декабря 2013 г. Ямаева Л.А. заключила с УЗИО Администрации г.Уфы договор аренды земельного участка N 1833-13 площадью 623 кв.м, с кадастровым N для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек и 18 октября 2019 г. продала в общую совместную собственность ответчикам Ветрову Д.И, Ветровой Ю.И. жилой дом, общей площадью 106, 8 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Адресная характеристика объекта учета жилого дома площадью 106, 8 кв.м, с кадастровым номером N не совпадает с адресной характеристикой земельного участка площадью 623 кв.м, с кадастровым номером N
После регистрации права собственности на жилой дом площадью 106, 8 кв.м. Ветров Д.И. и Ветрова Ю.И. заключили с УЗИО Администрации г. Уфы договор от 5 декабря 2019 г. N 458 о предоставлении земельного участка в общую совместную собственность за плату общей площадью 623 кв.м. с кадастровым номером N На основании акта приема - передачи указанного земельного участка ответчики зарегистрировали право собственности на жилой дом площадью 59, 7 кв.м, литер Б по адресу: "адрес".
По мнению истцов, передача в общую совместную собственность Ветрову Д.И, Ветровой Ю.И. за плату земельного участка площадью 623 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу : "адрес" Б, послужившая основанием для возникновения права общей совместной собственности на жилой "адрес" литер Б площадью 59, 7 кв.м, у Ветрова Д.И, Ветровой Ю.И, является недействительной(ничтожной), так как Ветров Д.И, Ветрова Ю.И. не являются собственниками "самостроя" жилого дома литер Б площадью 59, 7 кв.м. Нахождение на спорном земельном участке данного объекта само по себе не может являться основанием для возникновения у Ветровых права на предоставление им этого земельного участка, право собственности Ветровых на указанную постройку литер Б площадью 59, 7 кв.м, судом не признавалось, как того требует пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцы просили признать недействительным договор купли - продажи от 18 октября 2019 г, заключенный между Ямаевой Л.А. и Ветровым Д.И, Ветровой Ю.И.; аннулировать (исключить) из ЕГРН запись о регистрации права общей совместной собственности от 25 октября 2019 г. N на жилой дом общей площадью 106, 8 кв.м, кадастровый N; признать недействительными (ничтожными) договор от 5 декабря 2019 г. N 458 о предоставлении земельного участка в общую совместную собственность за плату общей площадью 623 кв.м, кадастровый N, заключенный между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа "адрес" Республики Башкортостан, и ВетровымД.И, Ветровой Юлией Ишбулдовной Ю.И, акт приема-передачи от 5 декабря 2019 г.; аннулировать (исключить) из ЕГРН запись о регистрации права общей совместной собственности ответчиков на земельный участок; применить последствия недействительности сделки.
Решением Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Ямаева А.Д, Ямаевой С.Д. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права и неправильно определены значимые обстоятельства по делу.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены, не возражали рассмотрению дела без их участия.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и дополнении к ней, законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ямаева М.Г. по договору от 25 сентября 1965 г. приобрела у Хазиахметовой Р.Х. жилой дом площадью 45 кв.м и участок 6 соток с надворными постройками по адресу: "адрес".
17 апреля 1996 г. актом от N 551, утвержденным администрацией Ленинского района г.Уфы Республика Башкортостан, по заявлению Ямаевой М.Г. принят в эксплуатацию самовольно построенный индивидуальный жилой дом, 1971 года постройки, общей площадью 49, 3 кв.м, право собственности за Ямаевой М.Г. на указанный объект в установленном законом порядке не зарегистрированы.
В 2002 г. Ямаевым С.М. и его супругой Ямаевой Л.А. по адресу: "адрес", построен жилой дом под литерами В (жилой дом), В1(пристрой), в (веранда).
По данным технического паспорта домовладения по адресу: "адрес" на земельном участке площадью 1195 кв.м в составе домовладения находились самовольные постройки: под литерами А, а - жилой дом, 1969 года постройки, с верандой и хозяйственными постройками, принадлежащей Салимгареевой Х.Х, под литерами Б, Б1, б - жилой дом с пристроем, верандой и хозяйственными постройками, 1971 года постройки, принадлежащей Ямаеву М.М.; под литерами В, В1, в - жилой дом с пристроем, верандой и хозяйственными постройками, 1971 года постройки, принадлежащей Ямаеву С.М. Разрешение на возведение построек литера Б, Б1 не представлено.
23 августа 2003 г. между Салимгареевой Х.Х, Ямаевой М.Г, Ямаевой Л.А. (заключено соглашение о порядке пользования земельным участком по адресу: "адрес".
Актом от 8 декабря 2003 г. N, утвержденным постановлением главы муниципального образования Ленинский район г. Уфы Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. N 100, на основании обращения Ямаевой Л.А. принят в эксплуатацию жилой дом (литеры В, В1, в).
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 5 мая 2004 г. за Ямаевой Л.А. признано право собственности на домовладение состоящее из: В - жилой дом, В1 - пристрой, общей площадью 106, 8 кв.м, в том числе жилой 71, 7 кв.м, в - веранды, расположенные на земельном участке 1195, 3 кв.м. по адресу : "адрес".
31 мая 2004 г. в Едином государственном реестре за N зарегистрировано право собственности Ямаевой Л.А. на жилой дом, общей площадью 106, 8 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
Согласно землеустроительному делу на земельный участок с кадастровым номером N, постановлением главы Администрации "адрес" Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО12 предоставлен на праве общего пользования с сособственниками домовладения земельный участок площадью 584, 0 кв.м (без выдела доли в натуре), относящийся к категории земель поселений, по адресу: "адрес" аренду на 4 года для обслуживания жилого дома(литер В) и надворных построек.
В 2013 г. в результате выдела из земельного участка по адресу: "адрес" образованы земельные участки с кадастровыми номерами N
31 декабря 2013 г. на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 сентября 2013 г. N 5101 между Ямаевой Л.А. и УЗИО Администрации г. Уфы заключен договор аренды на срок с 30 сентября 2013 г. по 30 сентября 2023 г. земельного участка N с кадастровым N, расположенный по адресу: Ленинский район городского округа город Уфа, ул. Уршакская 26 Б для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, в границах, указанных в кадастровом паспорте указанного земельного участка, прилагаемом к договору, общей площадью 623 кв.м.
В самовольно построенном доме (литер Б), площадью 59, 7 кв.м, с кадастровым номером N после смерти Ямаевой М.Г. зарегистрированы: с 10 марта 1987 г. и до своей смерти - ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2
30 октября 2012 г. Ямаеву Д.М. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имущество Ямаевой М.Г, состоящее из вкладов, находящихся на счетах в ОАО "Сбербанк России".
N
18 октября 2019 г. на основании договора купли-продажи Ямаева Л.А. продала в общую совместную собственность Ветрову Д.И, Ветровой Ю.И. жилой дом, общей площадью 106, 8 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
29 октября 2019 г. на основании соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды Ямаева Л.А. переуступила Ветрову Д.И, Ветровой Ю.И. права и обязанности по договору аренды от 31 декабря 2013 г. N 1833-13 на земельный участок с кадастровым N.
На основании договора от 5 декабря 2019 г. N458 и акта передачи от 5 декабря 2019 г. к указанному договору, заключенных между УЗИО Администрации г. Уфы и Ветровым Д.И, Ветровой Ю.И, последним передан в общую совместную собственность за плату по цене 32 690, 12 рублей земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Ленинский район городского округа "адрес" Б, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью 623 кв.м, за Ветровым Д.И. и Ветровой Ю.И. в упрощенном порядке зарегистрировано право на находящейся на указанном участке жилой дом площадью 59, 7 кв.м, литер Б с кадастровым номером N
Проанализировав представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 28, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями статей 454, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая заключение судебной землеустроительной экспертизы, согласно которой объект недвижимости жилой дом площадью 106, 8 кв.м. с кадастровым номером N расположен на земельном участке площадью 623 кв.м. с кадастровым номером N, адресная характеристика указанных объектов недвижимости совпадает, установив, что нахождение на земельном участке самовольной постройки - жилого дома (литер Б) площадью 59, 7 кв.м с кадастровым номером N может являться основанием для признания недействительным договора о передаче в общую совместную собственность Ветрову Д.И, Ветровой Ю.И. за плату земельного участка площадью 623 кв.м, с кадастровым номером N, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, об отказе в удовлетворении исковых требований Ямаева А.Д, Ямаевой С.Д. При этом суды обоснованно указали, что факт проживания истцов в самовольно возведенном доме литер Б по адресу: Ленинский район городского округа "адрес", не влечет за собой возникновения каких - либо вещных прав на земельный участок и самовольную постройку.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с такими выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что ответчики не имели права на оформление в собственность земельного участка с кадастровым номером N в границах, которого располагался самовольно возведенный жилой дом литер Б, отклоняется судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку основан на неверном понимании правовых норм, установленных пунктом 1статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При разрешении доводов кассационной жалобы Ямаева А.Д, Ямаевой С.Д, направленных на оспаривание выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые Ямаев А.Д, Ямаева С.Д. ссылается в кассационной жалобе.
Разрешая заявленные требования, суд, вопреки позиции кассатора, правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.
В частности, утверждение Ямаева А.Д, Ямаевой С.Д. о том, что доводы, приводимые в обоснование своей позиции по делу, оставлены судом апелляционной инстанции без внимания, судебная коллегия кассационного суда признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы Ямаева А.Д, Ямаевой С.Д. не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ямаева Альберта Дамировича, Ямаевой Сабины Дамировны - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.С. Гаиткулова
Судьи И.В. Николаев
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.