Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Умбетовой Э.Ж, судей Матвеевой Л.Н, Серебряковой О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Харитоновой ФИО8 на решение Кинельского районного суда Самарской области от 15.03.2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16.06.2021 г. по гражданскому делу N 2-413/2021 по иску Харитоновой ФИО7 к администрации городского округа Кинель Самарской области о признании членом семьи и о признании права на получение жилищных субсидий, заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харитонова Л.К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Кинель Самарской области о признании членом семьи и признании права на получение жилищной субсидии, указав, что умерший 10 ноября 2019 года Харитонов В.К. приходился ей родным братом. В октябре 2000 года он приехал из районов Крайнего Севера, они стали проживать совместно по адресу: "адрес"11, вели общее хозяйство.
В 2001 году ее брат был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий на получение жилищного сертификата согласно ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" в целях реализации государственной программы РФ "Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года, по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В 2019 году Харитонов В.К. скончался, в связи с чем администрация сняла его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Истец полагает, что сохраняет право на получение жилищной субсидии, как член семьи брата, поскольку они с братом длительное время проживали совместно после его возвращения из районов Крайнего Севера, вели совместное хозяйство, у них был общий бюджет. Во время лечения и проведения операций, она сопровождала брата, осуществляла за ним уход. Кроме того, у неё была доверенность от его имени для совершения всех необходимых действий, в том числе, и для ведения судебных дел.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд признать её членом семьи Харитонова В.К, умершего 10 ноября 2019 года, и признать за ней право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Решением Кинельского районного суда Самарской области от 15 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июня 2021 г, в удовлетворении исковых требований Харитоновой Л.К. отказано.
В кассационной жалобе Харитонова Л.К. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего спора не допущено.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 01 октября 2001 года Харитонов В.К. обратился в администрацию г.о. Кинель Самарской области с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи - 1 человек.
Харитонов В.К. поставлен на соответствующий учет по улучшению жилищных условий, как работник районов Крайнего Севера, имеющий в составе семьи одного человека, не имеющий собственного жилья и нуждающийся в нем, что подтверждается постановлением администрации г.Кинеля от 27 марта 2002 года N и Приложением N к указанному постановлению.
23 мая 2006 года Харитонов В.К. обратился в администрацию г.о. Кинель Самарской области с заявлением о включении в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждан, выехавших их районов, приравненных к районам Крайнего Севера, а также с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата с составом семьи 1 человек, после чего Харитоновым В.К. ежегодно представлялись документы, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий.
10 ноября 2019 года Харитонов В.К. умер.
Постановлением администрации г.о. Кинель Самарской области от 30 декабря 2019 года N Харитонов В.К. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в связи со смертью.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, исходил из того, что право на получение жилищной субсидии после смерти гражданина, состоявшего на соответствующем учете в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сохраняется только за теми членами семьи, которые постоянно проживали с таким гражданином в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на момент его выезда оттуда.
Поскольку Харитонова Л.К. никогда не проживала с умершим братом в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и из этих районов вместе с Харитоновым В.К. не выезжала, судебные инстанции пришли к выводам об отсутствии правовых оснований для признания истца членом семьи Харитонова В.К. в целях приобретения права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Судебными инстанциями также учтено, что Харитонов В.К. при подаче заявления о выдаче государственного жилищного сертификата наряду с другими, перечисленными в законе документами, полагая, что истец является членом его семьи, должен был предоставить сведения о ней, как того требовали положения подпункта "г" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, однако им этого сделано не было.
Харитонов В.К. не указывал свою сестру Харитонову Л.К. в качестве члена семьи ни на момент постановки на учет в 2001 году, ни в 2006 году.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Харитоновой Л.К.
Оснований не согласиться с принятыми судебными постановлениями у суда кассационной инстанции не имеется.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции на момент постановки Харитонова В.К. на соответствующий учет, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В редакции Федерального закона от 07 июня 2017 года N 119-ФЗ названная статья гласит, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Абзацем 4 статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Из положений статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует, что членами семьи гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями настоящего закона, признаются лица, выезжающие или выехавшие вместе с таким гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Как установлено судами, и указано выше, в связи с введением в действие названных нормативно-правовых актов 23 мая 2006 года Харитонов В.К. обратился в администрацию г.о. Кинель Самарской области с заявлением о включении его в число участников названной подпрограммы с составом семьи из 1 человека, после чего ежегодно представлял документы, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Подпунктом "а" пункта 17 Правил в редакции, действовавшей на дату постановки Харитонова В.К. на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, предусматривалось, что членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлен пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, согласно которому заявителем представляются, в том числе копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи (подпункт "б").
Установив, что Харитонов В.К. состоял в списке граждан на получение жилищной субсидии с составом семьи один человек (заявитель), суды пришли к правильному выводу о том, что истец не является лицом, за которым сохраняется право на получение жилищной субсидии, принадлежавшее до смерти её брату, поскольку она не заявлена в качестве члена семьи, подлежащего постановке на учет совместно с братом, не проживала с ним в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях постоянно в качестве члена семьи на момент выезда брата из указанных областей.
Изменение численного состава семьи, претендующей на получение социальной выплаты для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется на основании заявления гражданина, включенного в список лиц, претендующего на получение такой выплаты. Таких изменений Харитоновым В.К. не производилось.
Поскольку Харитонова Л.К. не проживала с братом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно, не являлась на момент выезда из указанных районов членом его семьи, постольку она в связи со смертью брата не может претендовать на получение жилищной субсидии в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
То обстоятельство, что Харитонов В.К. после выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей проживал у истца на правах члена её семьи в г.Кинель, не относящегося к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, не дает право истцу на получение жилищной субсидии в связи со смертью брата.
Общие правила о наследовании в данном случае не применимы, поскольку выделение субсидии связано исключительно с особым правовым статусом ее получателя, а потому субсидия не может быть направлена на улучшение жилищных условий иных граждан, в том числе наследников.
Вопреки доводам кассационной жалобы Харитоновой Л.К. материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то обстоятельство, что на момент постановки Харитонова В.К. на учет в 2002 году действовали другие правовые нормы, которые давали истцу право на получение субсидии после смерти брата. Данный довод жалобы сводится к неверному толкованию положений закона.
Из положений Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утратившего силу с 01 января 2003 года, также следует, что членами семьи подлежащего обеспечению жилищной субсидией гражданина могли быть признаны только те лица, которые постоянно проживали с ним в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на момент выезда.
Правоотношения по предоставлению Харитонову В.К. жилищной субсидии до его смерти носили длящийся характер, в связи с чем Харитонов В.К. для сохранения права на субсидию предоставлял в администрацию органа местного самоуправления по месту жительства документы в соответствии с действующим в юридически значимый период законодательством.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применен закон, подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме, а представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Доводов относительно нарушения норм процессуального закона при рассмотрении дела кассационная жалоба не содержит.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Харитоновой Л.К.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кинельского районного суда Самарской области от 15.03.2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16.06.2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Харитоновой ФИО9 ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Ж. Умбетова
Судьи Л.Н. Матвеева
О.И. Серебрякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.