Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении протест прокурора Республики Ингушетия Васильченко А.В. и жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиева И.Я. на вступившие в законную силу решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 05 марта 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Ингушетия от 19 мая 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиева М-Ш.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиева И.Я. N 14-21/03 от 09 февраля 2021 года исполняющий обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиев М-Ш.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 05 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Ингушетия от 19 мая 2021 года, постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 09 февраля 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Республики Ингушетия Васильченко А.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении Эсмурзиева М-Ш.О, считая их незаконными.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - Угурчиев И.Я. просит отменить вынесенные в отношении Эсмурзиева М-Ш.О, считая их незаконными.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Эсмурзиев М-Ш.О. и его защитник Бештоев И.М, извещенные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанных протеста прокурора и жалобы должностного лица, представили возражения, в которых просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы протеста прокурора, жалобы должностного лица и возражений Эсмурзиева М-Ш.О. и защитника Бештоева И.М, прихожу к следующему.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, исполняющий обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиев М-Ш.О. привлечен к административной ответственности, предусмотренной приведенной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение им в срок до 26 декабря 2020 года пункта 1 предписания должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 24 ноября 2020 года N 14-18-41/86ДСП, в котором содержалось требование об устранении нарушений бюджетного законодательства и условий заключенных соглашений, выразившихся в неустранении необоснованного дублирования Министерством финансов Республики Ингушетия отдельных полномочий по исполнению бюджета Республики Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия, переданных последнему Правительством Республики Ингушетия в рамках Соглашения от 15 мая 2019 года об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия отдельных функций по исполнению бюджета Республики Ингушетия при кассовом обслуживании исполнения бюджета.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, судья районного суда отменил его и прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Основанием принятия такого решения послужили выводы судьи районного суда о незаконности выданного предписания.
Признав пункт 1 предписания N 14-18-41/86ДСП от 24 ноября 2020 года должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия незаконным, судья районного суда в решении от 05 марта 2021 года сослался на недоказанность дублирования функций других финансовых органов, отметив, что в представлении не определен объем конкретных действий, выполнение которых требовалось от Министерства финансов Республики Ингушетия для устранения выявленного нарушения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, представление N 14-18-41/86ДСП от 24 ноября 2020 года было выдано объекту финансового контроля в соответствии с требованиями статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по результатам внеплановой выездной проверки, назначенной приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 14 августа 2020 года N 96 о/д.
Таким образом, указанное представление выдано должностным лицом, осуществляющим государственный финансовый контроль, в пределах компетенции и в соответствии с должностными полномочиями.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В названном представлении были указаны: характер допущенных нарушений бюджетного законодательства; нормы, которые были нарушены финансовым органом в своей деятельности; мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений; сроки их устранения (л.д. 16-17).
Сведений о несогласии лица, которому выдано представление, с фактами и выводами, изложенными в предписание от 24 ноября 2020 года N 14-18-41/86ДСП, материалы дела не содержат. Приложения к предписанию, содержащие такие сведения, в материалах дела также отсутствуют.
Таким образом, требования, предъявляемые к предписаниям (в том числе и к их содержанию), выдаваемым должностными лицами Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, в данном случае были соблюдены. Ссылка судьи районного суда на эффективность такого механизма исполнения бюджета, обеспечивающего его сохранность и экономию, существенного значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку не является предметом представления.
Вышеизложенное свидетельствует о необоснованности выводов судьи районного суда о незаконности выданного представления. Оставляя без изменения названное решение судьи районного суда и отказывая в удовлетворении жалобы должностного лица, судья Верховного Суда Республики Ингушетия в решении от 19 мая 2021 года правовой оценки приведенным обстоятельствам не дал.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.
Материалы дела об административном правонарушении, которые подлежали судебной проверке, из административного органа судьей районного суда получены не были, доказательства, собранные по настоящему делу в рамках рассмотрения жалобы защитника Эсмурзиева М.О. Бештоева И.М. не исследовались и правовой оценки не получили, подлинника вынесенного должностным лицом постановления о назначении Эсмурзиеву М.О. административного наказания, законность и обоснованность, которого проверялась, в распоряжении судьи районного суда не имелось. При рассмотрении жалобы судьей районного суда исследованы только материалы жалобы на постановление должностного лица, состоящие из копий документов, которые были представлены заявителем.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
Судьей Верховного Суда Республики Ингушетия данное нарушение также не устранено, жалоба исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия на решение судьи районного суда рассмотрена без истребования и проверки материалов дела об административном правонарушении.
Кроме того, судьей Верховного Суда Республики Ингушетия не учтено положение части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, постановление N 14-21/03 от 09 февраля 2021 года вынесено в отношении Эсмурзиева М-Ш.О. руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиевым И.Я, а жалоба на решение судьи районного суда от 05 марта 2021 года, вынесенное по результатам пересмотра указанного постановления, подана иным лицом - исполняющим обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Мальсаговым Б.М, и принята к производству Верховного Суда Республики Ингушетия.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 05 марта 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Ингушетия от 19 мая 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиева М-Ш.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Магасского районного суда Республики Ингушетия.
При новом рассмотрении дела с учетом вышеизложенного судье Магасского районного суда Республики Ингушетия следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, надлежащим образом проверить доводы, приведенные в протесте прокурора и жалобе должностного лица.
Что касается ходатайства о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствие представителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, то оно рассмотрению не подлежит ввиду того, что исходя из положений статей 30.16, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено указанным Кодексом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
протест прокурора Республики Ингушетия Васильченко А.В. и жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия Угурчиева И.Я. удовлетворить.
Решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 05 марта 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Ингушетия от 19 мая 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности министра финансов Республики Ингушетия Эсмурзиева М-Ш.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении названного лица на новое рассмотрение в Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Кортиев Р.А.
судья Верховного Суда Республики Ингушетия Бойчук С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.