Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хачатряна В.В. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 сентября 2021 г. по административному делу N 2а-1552/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю к Хачатряну В.В. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю, выслушав объяснения Хачатряна В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 5 по Ставропольскому краю, инспекция, налоговый орган) обратилась с административным иском к Хачатряну В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере "данные изъяты" руб. за 2019 г, пени в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 января 2020 г. по 11 февраля 2020 г.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 1 января 2017 г. в размере "данные изъяты" руб. за 2019 г, пени в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 января 2020 г. по 11 февраля 2020 г.; транспортный налог в размере "данные изъяты" руб, пени в размере "данные изъяты" руб. за период с 1 января 2020 г. по 11 февраля 2020 г.
В обоснование своих требований инспекция указала на то, что Хачатрян В.В. является плательщиком страховых взносов и транспортного налога, в установленный законом срок их не оплатил, в связи с чем ему были начислены пени, направлено уведомление, требование об уплате, однако налогоплательщиком не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка N 2 Шпаковского района Ставропольского края от 10 ноября 2020 г. вынесенный в отношении Хачатряна В.В. судебный приказ от 30 сентября 2020 г. отменен в связи с возражениями должника.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 23 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 сентября 2020 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 октября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 октября 2021 г, Хачатрян В.В. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ставропольскому краю, выслушав объяснения Хачатряна В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги (сборы, страховые взносы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52, статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Хачатрян В.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС N 5 по Ставропольскому краю, осуществляет адвокатскую деятельность, и является плательщиком страховых взносов, транспортного налога. Уведомление, требование об уплате задолженности по указанным платежам налогоплательщиком оставлено без исполнения. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 2 Шпаковского района Ставропольского края от 30 сентября 2020 г. был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 10 ноября 2020 г. отменен в связи с возражениями должника.
Разрешая заявленные налоговым органом требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов, транспортного налога, пени.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами дана оценка обоснованности заявленных требований по периоду взыскания, расчету сумм недоимки и исчисленных пеней. Доказательств отсутствия задолженности по уплате страховых взносов, транспортного налога, доказательств их уплаты, а также иной расчет недоимки и исчисленных пеней к ним, административным ответчиком не было представлено.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о пропуске налоговым органом срока обращения в суд, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных налоговым органом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 7 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хачатряна В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.