Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2020 г. и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г.
по административному делу по административному иску Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ныне Публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ") к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующими в части постановлений от 10 мая 2018 г. N 13, от 28 декабря 2017 г. N 47, от 28 февраля 2018 г. N 6.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения представителя Публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" Мулалиевой Ф.А, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ныне ПАО "Россети Северный Кавказ") обратилось в суд с административным иском к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующими в части постановлений от 10 мая 2018 г. N 13, от 28 декабря 2017 г. N 47, от 28 февраля 2018 г. N 6.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г, административный иск удовлетворен частично, признаны недействующими с даты принятия пункт 2 постановления от 10 мая 2018 г. N 13 в части установления единых (котловых) тарифов на 2018 г. с календарной разбивкой и пункт 1 постановления от 28 декабря 2017 г. N 47 в части установления индивидуальных тарифов для филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" - "Севкавказэнерго", признан недействующим с даты вступления в законную силу решения суда пункт 1 постановления от 28 февраля 2018 г. N 6 в части утверждения долгосрочных параметров регулирования деятельности филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" - "Севкавказэнерго" на 2018-2022 г.г, на Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания возложена обязанность принять в установленном порядке новый нормативный правовой акт об установлении для ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на территории Республики Северная Осетия-Алания долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период; в остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
16 октября 2020 г. Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания обратилась в суд с заявлением о пересмотре указанного решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г. по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам. В обоснование требований указано, что вновь открывшимся обстоятельством следует рассматривать решение Арбитражного суда Ставропольского края от 2 июня 2020 г. по делу N A63-12686/18, которым установлен факт искусственного формирования обществом безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности муниципального унитарного предприятия "Ардонские электрические сети" и Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Владикавказэнерго" в целях получения необоснованной налоговой выгоды, в виде минимизации подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль и произвольного выбора обществом налогового периода, в котором безнадежная к взысканию задолженность в сумме 1 697 147 465 рублей включена в состав внереализационных расходов.
Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2020 г, оставленным без изменения и апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г, заявление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания о пересмотре решения суда по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, поданной 1 ноября 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 ноября 2021 г, ставится вопрос об отмене определения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2020 г. и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения о пересмотре решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г. по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.
В возражениях на кассационную жалобу ПАО "Россети Северный Кавказ" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г. признаны недействующими с даты принятия пункт 2 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 10 мая 2018 г. N 13 в части установления единых (котловых) тарифов на 2018 г. с календарной разбивкой и пункт 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2017 г. N 47 в части установления индивидуальных тарифов для филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" - "Севкавказэнерго", признан недействующим с даты вступления в законную силу решения суда пункт 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 28 февраля 2018 г. N 6 в части утверждения долгосрочных параметров регулирования деятельности филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" - "Севкавказэнерго" на 2018-2022 г.г, на административного ответчика возложена обязанность принять в установленном порядке новый нормативный правовой акт об установлении для ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на территории Республики Северная Осетия-Алания долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период; в остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
Указанное решение суда оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г, апелляционная жалоба Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2020 г. Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания отказано в передаче надзорной жалобы на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г. и апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. для рассмотрения в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации.
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, заявляя о пересмотре решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г. по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам, ссылалась на вновь открывшиеся обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что также следует из объяснений, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, тарифный орган в качестве основания для отмены решения суда указывал на существенные для административного дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны административному ответчику. Таким вновь открывшимся, по мнению заявителя, обстоятельством является решение Арбитражного суда Ставропольского края от 2 июня 2020 г. по делу N А63-12686/2018, которым с учетом налоговой проверки установлен факт искусственно сформированной безнадежной ко взысканию задолженности в размере 1 697 147 465 рублей, о чем тарифному органу не было известно на день рассмотрения административного дела 10 июля 2019 г.
Отказывая в удовлетворении заявления об отмене решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, указанные заявителем, являлись предметом судебного рассмотрения 10 июля 2019 г, кроме того, им дана надлежащая оценка судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном определении от 25 декабря 2019 г. N 22-АПА19-3. Тарифный орган в силу возложенных на него полномочий, специфики тарифного регулирования не мог не знать о финансовом состоянии муниципальных предприятий, причинах их банкротства, наличии либо отсутствии задолженности перед ПАО "Россети Северный Кавказ", что в том числе, следует из приведенных решений арбитражных судов за период с 2012-2019 г.г, в которых Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания являлась заинтересованным лицом.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы частной жалобы административного ответчика, не признав указанное в заявлении обстоятельство вновь открывшимся либо новым применительно к данному делу.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что решение суда о частичном удовлетворении административного иска о признании не действующими в части постановлений от 10 мая 2018 г. N 13, от 28 декабря 2017 г. N 47 от 28 февраля 2018 г. N 6 вытекает из оценки документов, представленных в тарифный орган в целях подтверждения объема сформированного резерва по сомнительным долгам (в том числе, правового заключения по исковым мероприятиям, направленным на взыскание просроченной задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии, решений арбитражных судов о взыскании задолженности с МУП "Ардонские электрические сети" и ВМУП "Владикавказэнерго"), которые позволили прийти к выводу о включении в необходимую валовую выручку административного истца резерва по сомнительным долгам в размере 1 747 120 тыс. рублей, а также суммы списания безнадежной дебиторской задолженности в размере 1 691 163 тыс. рублей (л.д. 190-193 том 63).
Проверяя в апелляционном порядке изложенные выводы суда первой инстанции, Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении от 25 декабря 2019 г. N 22-АПА19-3 указал, что представленные административным истцом документы отражают порядок ведения учета в отношении формирования резерва по сомнительным долгам в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем у тарифного органа не имелось правовых оснований для исключения расходов по статье затрат "резерв по сомнительным долгам" ПАО "Россети Северный Кавказ" (л.д. 228-230 том 65).
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций усмотрели, что тарифному органу было известно об указанных в качестве вновь открывшихся обстоятельств фактах, так как наличие либо отсутствие искусственно сформированной безнадежной ко взысканию задолженности в размере 1 697 147 465 рублей охватывается рамками ведения учета в отношении формирования резерва по сомнительным долгам. Более того, тарифный орган был привлечен в качестве заинтересованного лица при рассмотрении споров о взыскании задолженности с МУП "Ардонские электрические сети" и ВМУП "Владикавказэнерго" в арбитражном судопроизводстве, о чем в материалы дела были представлены судебные акты. Данные обстоятельства были известны Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания как в момент рассмотрения тарифной заявки, так и при разрешении настоящего дела в суде.
Судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания о пересмотре решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г. по вновь открывшимся либо новым обстоятельствам у судов первой и апелляционной инстанций не имелось, и не находит предусмотренных статей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 345 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, его принявшим.
Согласно статье 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются существовавшие на день принятия судебного акта имеющие существенное значение для административного дела следующие обстоятельства:
1) существенные для административного дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного административного дела.
При этом приведенный перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений является исчерпывающим.
Суды первой и апелляционной инстанций учли указанные законоположения, не допустив при этом какого-либо нарушения норм процессуального права, в результате чего пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, поскольку факт искусственно сформированной безнадежной ко взысканию задолженности ПАО "Россети Северный Кавказ" в размере 1 697 147 465 рублей к числу перечисленных в статье 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований не относится, а иные конкретные основания для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся либо новым обстоятельствам заявителем не были названы.
Такой вывод судебных инстанций является верным, поскольку по смыслу положений статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам суд устанавливает лишь наличие оснований для этого и не вправе входить в обсуждение вопросов, связанных с существом спора.
Вопреки доводам заявителя, наличие искусственно сформированной безнадежной ко взысканию задолженности и ее подтверждение вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 2 июня 2020 г. по делу N А63-12686/2018, не является вновь открывшимся и имеющим существенное значение для административного дела обстоятельством, как это предусмотрено статьей 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применительно к данному делу, поскольку сами обстоятельства (задолженность и возможность оценки ее характера тарифным органом) существовали на день вынесения судебного акта.
В то же время, существенные для правильного разрешения дела обстоятельства, касающееся формирования резерва по сомнительным долгам ПАО "Россети Северный Кавказ", были установлено судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств, выводы относительно данного обстоятельства указаны как в решении Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2019 г, так и в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. Таким образом, указанные сведения были известны суду и лицам, участвующим в деле, что не позволяет их отнести к обстоятельствам, перечисленным в части 2 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По своей сути, доводы кассационной жалобы по сути сводятся к несогласию административного ответчика с принятым по делу судебным решением, тогда как ни одна из сторон не может требовать пересмотра вступившего в законную силу судебного акта, в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам, только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2020 г. и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 декабря 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.