Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М, судей Росиной Е.А, Поддубной О.А, с участием прокурора Зудина А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карачаевского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании права собственности на биотермическую яму (скотомогильник), возложении обязанности по регистрации прав на нее и постановке ее на кадастровый учет, по кассационной жалобе Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Озова А.А. на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.06.2021.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М, выслушав прокурора Зудина А.Н, возражавшего против кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермической ямы (скотомогильника).
В обоснование иска указал, что по результатам проверки выявлено, что на территории а. Нижняя Мара и а. Кумыш Карачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики имеются действующие скотомогильники, которые не отвечают требованиям ветеринарно - санитарных правил. В нарушение п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2469, территории вокруг действующих скотомогильников не огорожены глухим забором не менее 2 метров с въездными воротами, с внутренней стороны не выкопаны траншеи глубиной 0, 8 - 1, 4 метра, шириной не менее 1, 5 метра с устройством вала из вынутого грунта, отсутствуют помещения для вскрытия трупов животных, спецодежда и инструменты; подъездные пути разбиты
Скотомогильник на балансе администрации Карачаевского муниципального района, Нижне - Маринского и Кумышского сельских поселений не числится, права на него не зарегистрированы. Отсутствие собственника на скотомогильник влечет невозможность обеспечения его сохранности, а соответственно, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, что может привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний.
Решением Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.02.2021 исковые требования прокурора удовлетворены.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, указав, что решение районного суда постановлено с нарушением норм процессуального права, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального права Российской Федерации перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального права Российской Федерации.
Прокурором Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики исковые требования уточнены. Он просил суд признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), расположенную по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, территория Кумышского сельского поселения в 100 м на юг от грунтовой дороги Кумыш - Красный Октябрь в кадастровом квартале N, координаты - N, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики обязанность в течение одного года с момента вступления в силу определения осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Карачаево-Черкесской Республики на биотермическую яму (скотомогильник).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.06.2021 решение Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.09.2019 отменено, принято новое решение, которым исковые требования прокурора Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворены.
Судом признана государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическая яма (скотомогильник), расположенная по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, территория Кумышского сельского поселения в 100 м на юг от грунтовой дороги Кумыш - Красный Октябрь в кадастровом квартале N с указанием каталога координат границ биотермической ямы в системе координат МСК-09.
Возложена обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики обязанность в течение одного года с момента вступления в силу настоящего определения осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Карачаево-Черкесской Республики на биотермическую яму (скотомогильник).
В кассационной жалобе Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Озова А.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения, ввиду существенного нарушения норм материального права.
Проверив обжалуемое судебное постановление в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд апелляционной инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, в том числе положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469), пришел к обоснованному выводу, что отсутствие правовой определенности относительно принадлежности спорного скотомогильника приводит к его бесконтрольному функционированию в нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к ненадлежащему состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
В частности, в силу подпунктов 49, 49.1, 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.
Для осуществления перечисленных полномочий согласно подпункта "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
При этом вышеназванные законы не предусматривают возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования.
Судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что установление балансодержателя (собственника) биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (статьи 7, 41 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, суд апелляционной инстанции обоснованно признал спорный объект государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики и возложил на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта обязанность принять меры по постановке объекта на кадастровый учет, регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой Судебная коллегия соглашается, они не влекут отмену по существу правильного апелляционного определения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.06.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Озова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий З. М. Ошхунов
Судьи Е.А. Росина
О.А. Поддубная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.