Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника Кушнира Петра Анатольевича - Бугаева Сергея Тимофеевича на вступившие в законную силу постановление судьи Володарского районного суда г. Брянска от 12 июля 2021 года, решение судьи Брянского областного суда от 30 августа 2021 года, вынесенные в отношении директора ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области Кушнира Петра Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Володарского районного суда г. Брянска от 12 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Брянского областного суда от 30 августа 2021 года, директор ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области Кушнир П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитника Кушнира П.А. - Бугаев С.Т. просит отменить судебные акты, приводя доводы об их незаконности, возвратить дело на новое рассмотрение.
Военная прокуратура Брянского гарнизона, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, представила возражения, в которых просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) на территории Брянской области введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 3.1 указанного постановления Правительства Брянской области на территории Брянской области граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, общественном транспорте, включая такси, на всех предприятиях, продолжающих свою работу, в медицинских организациях), за исключением нахождения на открытом воздухе. Органы государственной власти, государственные органы Брянской области, органы местного самоуправления, организации и индивидуальные предприниматели, иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории, в том числе не допускать в указанные места общего пользования граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу пунктов 1, 2 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Пунктами 1, 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (далее - СП 2.1.3678-20).
Как установлено судами 20 мая 2021 года в 11 часов 30 минут военной прокуратурой Брянского гарнизона проведена проверка деятельности ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области (г. Брянск, ул.
Комарова 39), в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: сотрудники организации массово не исполняют требования по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (пункт 3.1 Постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г..N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области"); покрытия пола и стен помещений имеют дефекты и повреждения, следы протекания и признаки поражения грибком (пункт 2.7 СП 2.1.3678-20); персоналом используется уборочный инвентарь без маркировки (пункт 2.11 СП 2.1.3678-20); в помещениях есть насекомые и следы их жизнедеятельности (пункт 2.12 СП 2.1.3678-20); питьевой режим в здании ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области надлежащим образом не организован (пункт 6.1.23 СП 2.1.3678- 20); мужские туалеты не оборудованы писсуарами (пункт 6.2.6.1 СП 2.1.3678-20); отопительные приборы в зале большого бассейна не защищены решетками или панелями, не выступающими из плоскости стен, нарушены целостность покрытья приборов (облупившаяся краска), что нарушает возможность качественного проведения уборки их влажным способом (пункт 6.2.17 СП 2.1.3678-20); отсутствует график проведения уборки помещений, чаши большого бассейна, на окнах зала среднего бассейна следы залитая; отсутствуют инструкции по обработке спортивного инвентаря; для проведения дезинфекции используются средства без маркировки (отсутствует название, невозможно оценить сроки годности), отсутствует инструкции по разведению дезинфицирующих средств, что нарушает качество проведения уборки, а может привести к появлению приобретенной устойчивости дезинфицирующим средствам (пункты 6.1.19 и 6.1.20 СП 2.1.3678-20); программа производственного контроля осуществляется не в полном объеме: не проводится контроль эффективности текущей уборки и дезинфекции помещений; отсутствуют протоколы (результаты) контроля за параметрами освещенности; в предоставленной программе производственного контроля
отсутствует контроль за состоянием воздушной среды в зоне дыхания пловцов (свободный хлор в воздухе на высоте не более 1 м над зеркалом воды) (пункты 6.2.31, 6.2.34, 6.2.35 СП 2.1.3678-20); на момент проверки невозможно оценить работу автономной системы приточной и вытяжной вентиляции. Согласно пункту 2.6 СП 2.1.3678-20 обследование технического состояния системы вентиляции проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха. Документы, подтверждающие техническую исправность вентиляции на момент проверки не представлены (пункты 2.6 и 6.2.16 СП 2.1.3678-20).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 4 июня 2021 года заместителем военного прокурора Брянского военного гарнизона постановления о возбуждении в отношении директора ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области Кушнира П.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего привлечения решением судьи Володарского районного суда г.Брянска от 12 июля 2021 года, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности согласно указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, в том числе постановлением заместителя военного прокурора Брянского гарнизона о возбуждении дела об административном правонарушении от 4 июня 2021 г.; актом проверки исполнения должностными лицами ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 20 мая 2021 года; фотоматериалами; справкой ведущего специалиста-эксперта Отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Брянской области от 24 мая 2021 года; письменным объяснением Кушнира П.А. от 2 июня 2021 года; приказом ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области от 1 сентября 2016 года N 15-к о принятии Кушнира П.А. на работу на должность директора учреждения, его трудовым договором и должностной инструкцией.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Факт выявленных нарушений в период действия на территории Брянской области режима повышенной готовности не оспаривался Кушниром П.А. и его защитником.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Кушнира П.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Действия Кушнира П.А. квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Кушниру П.А. с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Володарского районного суда г. Брянска от 12 июля 2021 года, решение судьи Брянского областного суда от 30 августа 2021 года, вынесенные в отношении директора ОУДО "УСЦ" РО "ДОСААФ России" Брянской области Кушнира Петра Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кушнира Петра Анатольевича - Бугаева Сергея Тимофеевича - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.