Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Советского районного суда города Брянска от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 17 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к департаменту образования и науки Брянской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие департамента образования и науки Брянской области.
Требования обоснованы тем, что административный истец обратился в департамент образования и науки Брянской области по поводу взаимодействия в проведении благотворительного мероприятия "Военный Заём 1942-1945" для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Однако департамент образования и науки Брянской области отказал во взаимодействии с добровольческим молодежным движением по основаниям, не соответствующим профильному законодательству, решение об отказе принято с нарушением предусмотренного законом срока и без указания причин, послуживших основанием для принятия такого решения. По мнению административного истца, административный ответчик нарушил права неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев города Москвы. Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие "Военный Заем 1942-1945" проводится во исполнение Послания Президента Российской Федерации и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона в рамках властно - административных отношений.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 17 августа 2021 года, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 сентября 2021 года через Советский районный суд города Брянска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 12 октября 2021 года, Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального и материального права. Полагает, необоснованными выводы суда, что административный истец не вправе защищать права неопределенного круга лиц.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Из материалов административного дела следует, что 24 июля 2020 года административный истец направил в адрес департамента образования и науки Брянской области обращение организатора добровольческой деятельности о проведении вебинара "Военный заем 1942-1945" для целевой аудитории, определенной Перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлением и распоряжениями правительства Российской Федерации в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; укреплению престижа и роли семьи в обществе; защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; социальной реабилитации детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой (волонтерской) деятельности; содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан. Указано о проведении мероприятия на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе продолжительностью 2 академических часа.
В ответе департамента образования и науки Брянской области от 18 августа 2020 года N заявителю сообщено о рассмотрении информационного письма о готовности проведения вебинара "Военный заем 1942-1945", и о принятии данной информации к сведению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что департамент образования и науки Брянской области не ограничивал возможность реализации Благотворительным региональным молодежным общественным движением "Уроки финансовой и юридической грамотности" уставных задач. Обращение рассмотрено уполномоченным должностным лицом, ответ на обращения дан в установленный срок, право административного истца на рассмотрение обращения не нарушено. Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на обращение, не свидетельствует о его незаконности. Участие в образовательных программах является добровольным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствие с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2).
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (пункт 6 часть 3).
Согласно Положению, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 70, департамент образования и науки Брянской области в рамках своей компетенции формирует и осуществляет региональную политику в области образования, науки, обеспечивает высокое качество, доступность и эффективное образование всех уровней.
Таким образом, департамент образования и науки Брянской области вправе самостоятельно определять круг лиц, привлекаемых для рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции, в том числе в области организации мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся.
Следует обратить внимание, что обращение административного истца не содержало конкретных предложений, форм и сроков межсекторного взаимодействия, являлось информативным, в связи с чем изложенная информация была принята к сведению, о чем сообщено в оспариваемом ответе.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что обращение административного истца рассмотрено, ответ на обращение дан в установленный срок, нарушений порядка рассмотрения обращений не имеется, право административного истца на рассмотрение обращения не нарушено, а следовательно отказ в удовлетворении заявленных требований является обоснованным.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, приведенные нормы материального права подтверждают, что судами правильно определен характер спорных правоотношений, закон подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 30 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.