Дело N 2-313/2020
88а-30233/2021
г. Саратов 7 декабря 2021 года
Судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее УФССП по Республике Мордовия) на определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года по административному делу по заявлению администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛА:
администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее также - Администрация) обратилась в суд с названным заявлением, просила освободить от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 49403/21/13020-ИП, указала, что Администрацией предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, возможности приобрести жилое помещение самостоятельно, вне установленной законом процедуры, Администрация не имеет.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года, заявление администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворено, Администрация освобождена от взыскания исполнительского сбора.
25 октября 2021 года подана кассационная жалоба через Рузаевский районный суд Республики Мордовия, поступившая в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 ноября 2021 года, в которой Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия просит отменить состоявшиеся судебные постановления и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований; считает, что судами не дана объективная оценка фактическим обстоятельствам дела; утверждает, что значимых мер по исполнению решения суда Администрация не предприняла, наличие обстоятельств непреодолимой силы не доказала.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 8 сентября 2020 года Малковой Е.В. отказано в удовлетворении административного иска к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в г. Рузаевка Республики Мордовия, признании за ней права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Рузаевка Республики Мордовия и возложении обязанности на Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по включению ее в список детей-сирот с предоставлением и выделением ей в 2020 году благоустроенного, отвечающего установленным санитарным, техническим правилам и нормам жилого помещения специализированного жилищного фонда за счет субвенций из бюджета Республики Мордовия.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 13 января 2021 года решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 8 сентября 2020 года отменено, принято новое решение об удовлетворении административного иска Е.В. Малковой. На администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Малковой Е.В. по месту жительства в п. Плодопитомнический Рузаевского муниципального района Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а в случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах п. Плодопитомнический Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с согласия Малковой Е.В. предоставить специализированное жилое помещение в другом населенном пункте.
13 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Паниной К.А. в отношении администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия возбуждено исполнительное производство N 49403/21/13020-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией 29 апреля 2021 года.
29 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Паниной К.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия от 6 мая 2021 года Администрации отказано в продлении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что предоставление жилого помещения, приобретаемого за счет средств республиканского бюджета, не зависит исключительно от действий Администрации, последняя не имела реальной возможности исполнить решение суда в отношении Малковой Е.В. в течение установленного пятидневного срока вследствие объективных причин. Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не установлено.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Положениями Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органам местного самоуправления передается государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающее, в том числе, приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия (пункты 2, 3 статьи 2). Финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления названным Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия (часть 1 статьи 6).
Судебными инстанциями установлено, что у Администрации отсутствовало свободное жилье, в связи с чем не имелось возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства в установленный срок.
На осуществление государственных полномочий Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на 2020 год предусмотрены финансовые средства в сумме 45 130, 9 тысяч рублей, из них федеральные средства - 35 846, 3 тысячи рублей, республиканские средства - 9 284, 6 тысяч рублей. Бюджету Рузаевского муниципального района на очередной финансовый 2020 год на реализацию переданных государственных полномочий предоставлено 5 251, 9 тысяч рублей, что позволило обеспечить жилым помещением четверых лиц вышеуказанной территории.
Согласно утвержденному муниципальному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по состоянию на 5 июля 2021 года Малкова Е.В. стоит 53-я в очереди на обеспечение жильем.
Судами установлено и по делу не оспаривалось, что Администрация неоднократно (22 октября 2020 года, 20 января 2020 года, 4 мая 2021 года, 18 мая 2021 года) обращалась к Министру образования Республики Мордовия, Министру финансов Республики Мордовия с ходатайствами о выделении денежных средств на обеспечение жилым помещением указанной категории лиц
Данных о том, что при наличии предоставленных субвенций Администрация допустила бездействие и не предприняла мер по приобретению жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо не предоставила их взыскателю, судами не установлено и автор кассационной жалобы на такие обстоятельства не ссылается.
Вопреки утверждениям заявителя кассационной жалобы, оценка значимости предпринятых Администрацией мер (направление обращений о предоставлении финансирования) определяется в данном случае невозможностью исполнить решение суда за счет иных источников кроме предоставляемых субвенций.
Ссылки в кассационной жалобе на учтенные судами обращения Администрации о предоставлении финансирования, имевшие место до возбуждения исполнительного производства, не ставят под сомнение правильность выводов суда.
Из содержания пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации вопрос о наличии и степени вины должника следует разрешать с учетом той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, а также всех мер, принятых для надлежащего исполнения обязательства.
С учетом такого регулирования принятие должником регулярных, в том числе заблаговременных (предшествовавших возбуждению исполнительного производства и вступлению в силу решения суда) мер по обеспечению финансирования осуществления переданного государственного полномочия свидетельствует об осмотрительности поведения должника и не должно исключаться из круга обстоятельств, учитываемых судом при определении наличия и/или степени вины должника в неисполнении обязательства.
Ссылки в кассационной жалобе на недоказанность невозможности приобретения жилья для взыскателя в силу обстоятельств непреодолимой силы не могут быть приняты во внимание, поскольку невозможность надлежащего исполнения вследствие непреодолимой силы является критерием ответственности только при осуществлении предпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации), которую в данном случае Администрация, являясь органом местного самоуправления, не осуществляла.
Доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности принятых судебных актов, кассационная жалоба не содержит, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 июля 2021 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 октября 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья О.Н. Найденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.